Среди сюрпризов прошедших 26 марта выборов в Верховную Раду — призрачные шансы попасть в парламент блока Литвина. К вечеру вторника обработано 85%бюллетеней, а показатели у блока замерли на неприемлемом уровне 2,5%— при необходимых 3%. В такой печальный итог мало кто верил. Особенно на старте избирательной кампании. Отказавшись от блокирования с «Нашей Украиной» на правах «бедных родственников», Литвин уверенно ринулся преодолевать казавшийся тогда столь низким трехпроцентный барьер...
Уверенности добавлял достаточно высокий личный рейтинг самого Литвина (не менее 50%), в то время, как известно, у лидеров Майдана — президента Ющенко и экс-премьера Тимошенко — популярность после раскола значительно снизилась.
Литвин достаточно серьезно подошел и к формированию списка блока. Хотя под знамена председатель Верховной Рады и Герой Украины в основном собрал «гвардию Кучмы», однако со слишком одиозными личностями расставался без сожаления. К примеру, Литвин не побоялся отказать зятю экс-президента Леонида Кучмы — Виктору Пинчуку. Такая судьба постигла и его протеже — Инну Богословскую, которая позже решила создать партию «Виче».
Руководить избирательной кампанией Литвин доверил молодому, но энергичному депутату с хорошей бизнес-биографией — Игорю Еремееву. Избранная стратегия — мы миротворцы. Вбрасываемых мессиджей, используемых практически с начала избирательной кампании и до ее окончания, было несколько. Это «бело-синие» и «оранжевые» разрывают Украину на две части; Украина устала от революций; лучшего миротворца, чем Литвин не найти и т.д.
К достоинству Литвина — его кампания изначально носила положительный заряд. Простые люди на биг-бордах и в телевизионных роликах. Достаточно приличная полиграфия печатной агитпродукции. Однако со временем спикер Литвин и его команда становятся смелее и даже критикуют власть, стараясь избегать личных выпадов против президента. Неожиданную принципиальность литвиновцы проявляют при формировании бюджета на 2006 год. Выставив условие — 14 млрд. гривен на село — они практически добиваются своего. Новое правительство вынуждено отдать селу 10 млрд. грн.
Достигнув успеха, Литвин еще больше осмелел во время «газового противостояния». Спикер предпочел не только критиковать достигнутые договоренности по газу, но и смело добавил голоса вверенной фракции для отставки правительства Еханурова. Однако и такой шаг победу не приблизил. Скорее наоборот.
Жизнь подбрасывала шансы Литвину проявиться. Однако «идеологически» он так и не проявился. В комментариях штабисты вину возлагают на лидера.
Говорят, Владимир Михайлович так и не удосужился уделить достаточно времени избирательной кампании. В штабе появился всего один или два раза. В основном доклады предпочитал принимать в спикерском кабинете. Набеги если и осуществлял на регионы, то с «номенклатурной» окраской — недюжая охрана, зорко оберегающая от избирателя, два мерседеса с одинаковыми номерами и встреча с активом. Одним словом, митинги Тимошенко не идут в ни в какое сравнение с выступлениями Литвина. А слишком заидеологизированному украинскому избирателю лидер, который «не рыба, не мясо», не нравится.
К тому же кампания высветила у блока еще один недостаток — отсутствие ярких политиков, способных аргументировано и эмоционально излагать цели и задачи. Кстати, как знать, если бы Литвин не отказал Богословской — может, и смог бы преодолеть 3% барьер. По крайней мере, суммарное количество набранных голосов дает основания так считать.
Из всех политических сил, оказавшихся за парламентским бортом, чуточку жалко блок Литвина, особенно — его лидера. Литвин умел слушать и понимать разные по политическим взглядам политические силы. Умел вести пленарные заседания. Умел манипулировать залом, не вызывая раздражения. Умел воспринимать беды депутатские и даже во времена Кучмы не боялся без суеты защищать народных избранников от давления.
ДЕЛО