Новости не живут долго. Одна из их особенностей – умирать сразу же после любого мало-мальского усвоения потребителем. Поэтому то обстоятельство, что в прошлую пятницу Верховный Суд Украины не нашел оснований для пересмотра приговора политзаключенным 9-го марта, сегодня уже вряд ли кого задевает.
Кроме, понятное дело, непосредственных фигурантов дела, а также представителей Генеральной прокуратуры, которые, наверное, страдают из-за этого дела когнитивным диссонансом.
Растеряться таки действительно несложно – из-за кучи алогичностей, которые переполняют отношение власти к событиям 9-го марта 2001 года и репрессированных в результате этих событий лиц.
При этом главная "неувязка" заключается в том, что люди, которые боролись против режима Кучмы за новую демократическую и справедливую власть, при этой самой власти (демократической и справедливой то есть) остаются преступниками. Под чем и подписалась на прошлой неделе наивысшая судебная инстанция.
Хотя на первый взгляд, то, что Верховный Суд собрался для пересмотра приговора, да еще и собрался – внимание! – после соответствующего представления со стороны Генпрокуратуры, которая фактически признала работу своих коллег, то есть обвинителей по делу 9-го марта, "одностороней и предвзятой", могло бы показаться моментом вполне позитивным.
В действительности же условная рука Верховного Суда, будто поднятая вверх с дирижерской палочкой, чтобы грянуть изо всех сил увертюру к ожидаемой всеми политзаключенными сатисфакции, застигла где-то на уровне затылка, почесала кору головного мозга да и резко пошла вниз с полнее пофигистским "а ну его все...".
Потому что выжимать из себя Кучму – это работа. А работа – это усилие. А усилие – это мозоли. Поэтому пусть сидит себе Леонид Даниилович в государственной утробе и дальше. Может, сам рассосется. Или выйдет естественным путем. Ну, через... Вы поняли.
"Все, чего мы себе желаем, о что думаем и на что надеемся, обязательно с нами случается. Штука лишь в том, что всегда слишком поздно и всегда как-то не так...". Судя с даты первого опубликования "Двенадцати обручей", Андрухович писал эти строки, вероятно, именно тогда, когда я еще был в тюрьме и мечтал о другом порядке вещей.
В каком-то понимании то было более счастливое время, поскольку обитаемая надежда, что при новом режиме всем будет отдано должное: и извергу по заслуге, и Кучме по кучме; и к нашим баранам – тьфу! судей Воликов! – мы еще вернемся; и нас, обвиненных в совершении криминального преступления, непременно реабилитируют, возобновив все наши гражданские права.
И что, дождались? 7 апреля 2006 года по делу 9-го марта заседал Верховный Суд – "слишком поздно и как-то не так", но все же заседал, и даже учел все аргументы от Генеральной прокуратуры и персонально товарища Кудрявцева, который настаивал, что пять с избытком лет назад "массовых беспорядков не было".
"Ведь демонстрантами не было нанесено повреждений ни одному гражданскому человеку, не было поджогов, уничтожения зданий, жилья, государственных учреждений. Было лишь сопротивление представителям правоохранительных органов. При таких обстоятельствах мы считаем, что подсудимые не должны нести ответственность за массовые беспорядки, и приговор подлежит отмене", – говорил Кудрявцев.
Золотые слова. Наконец... И это после всех "воспалений суставов левой ноги", вызванных милициянтам "ударом камня по голове".
Но рано говорить "аллилуйя!". Потому что высокий суд спросил у Кудрявцева, почему Генпрокуратура не сама "озадачилась" расследованием фактов фальсификации дела? Тогда, мол, и имелись бы те новые обстоятельства, которые, согласно процедуре, делали бы возможным отмену приговора.
У заместителя Генерального прокурора ответа на это не нашлось. Действительно, его ведомство не утруждало себя обсервацией всех томов дела 9-го марта – оно, другими словами, крайне неудовлетворительно выполнило свою домашнюю работу.
И здесь уместно поставить вопрос: а как вообще случилось, что Генпрокуратура выступила инициатором пересмотра дела в Верховном Суде?
Дело в том, что я, как народный депутат Украины, неоднократно обращался к Генеральной прокуратуре по данному вопросу; требование о пересмотре дела поддержал и президент Ющенко, так что Резницкой volens-nolens пришлось таки взять на себя эти хлопоты.
Однако дальше демонстрации себя в судебном зале прокуроры не пошли. Так же, как и суд. Так же, как и президент. Все засвидетельствовали свое присутствие, добрую волю, благие намерения, лукавство "односторонних", невинность подсудимых и большую-пребольшую дулю для тех, кто отсидел за Украину без Кучмы и ничегошеньки не получил от Украины с Ющенко...
Даже реабилитации. А о большем, собственно, и не идет речь.
Нет, прокуратуру таки вправду жаль. Представьте себе это коренное изменение парадигмы – вчера участники событий 9-го марта были врагами народа, а сегодня не кто-нибудь, а сам заместитель Генерального прокурора, должен их оправдывать.
Аж мороз по коже! После такого недолго и к психотерапевту загреметь – дорыскиватья на сеансах, откуда истоки той предыдущей – образца пятилетней давности – злобы.
Ведь на первых судебных заседаниях, которые начались в октябре 2001-го, прокуратура очень грустила оттого что всех нас, подсудимых, уже никак не выйдет расстрелять, поэтому губу придется закатить и попросить в судьи Волика... пхе, бездельника! – десять лет заключения для VIP-провокаторов (то есть для наиболее злостных организаторов "преступления"), ну и немного меньше для остальных.
А сегодня приходится признавать свои ошибки. А завтра? А завтра – то вообще отдельная тема. Потому что необходимо, в порядке очереди, пристать к одному какой-то группы – или к умным, или к красивым. Разорваться никак не выйдет. Доказано мартышкой из известного анекдота. И новой украинской властью – из реальной, к сожалению, жизни.
Что же, поскольку участникам событий 9-го марта, вероятно, на роду написано считаться фаши... – нет, не буду заниматься плагиатом! – нехорошими, одним словом, людьми, то это следует признать официально. Какой-либо специальной президентской энцикликой или что...
Чтобы не напрягали свое очень серое вещество, подчиненные Юрия Луценко, отвечая мне на депутатский запрос, что осуждены за события 9-го марта тяжело провинились перед государством, приняв участие в разрушении "общественного покоя" и изобретя, в частности, "УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ".
(Это, объясняют мне в кавычках заместители Луценко, такое тайное оружие, которое представляет собой – тсс! секрет! – "болванку на бечевке". К информации чуть ли не добавляются изъятые чертежи и вид болванки в разрезе).
Нет, господа, довольно уже "болванского" любительства! Даешь креатив!
Например, хотя бы такой:
1. Признать виновными всех, кто 9-го марта 2001 года был на Банковой, Лютеранской, Владимирский, бульваре Шевченко или же просто слонялся где-то вблизи.
2. Тех, кто лишь думал присоединиться к "зачинщикам", признать пособниками.
3. К числу уже заявленных обвинений добавить что-то совсем ужасное – например, покушение на изнасилование слона в киевском зоопарке. Nota bene для обвинителей: не бойтесь пересластить кутью медом – в свое время в кинотеатре "Загреб" нагромождение идиотичных утверждений презамечательно сработало, поэтому сработает и в этот раз.
4. После слона сразу перейти к Кучме. Этого деятеля следует наградить орденом за подавление фашистской чумы в зародыше. Это может быть орден первой степени; что же касается судьи Волика, прокуроров, есбеушникив и гевалов из милицейских райотделов, которые истязали задержанных, то этим выдать погремушки тоже красивые и блестящие, но менее понту.
5. Всех собранных на скамье подсудимых наказать еще раз. Меня – дважды. За то, что принимал участие в "беспорядках" в 2001-ом, и "пенял на зеркало" (то есть на власть? за разъяснениями – к Луценко!) в 2006-ом.
6. Кстати, о власти. Слова теперешнего президента Ющенко, сказанные им перед прошлыми парламентскими выборами ("ЭТИ РЕБЯТА СИДЯТ ЗА УКРАИНУ"), считать таковыми, которые имели дополнение, не услышанное электоратом из-за аплодисментов: "Эти
ребята сидят за Украину. Но кому до этого есть дело?".
7. Судей Верховного Суда, учитывая их исключительно честную позицию, вовлечь в общественно-полезную акцию – обязать зачитывать по очереди прогноз погоды на центральных телеканалах – для укрепления доверия к данным синоптиков.
8. И, наконец, Генеральную прокуратуру и лично Виктора Кудрявцева назначить ответственным за запасы пепла в стране. На случай кардинального изменения ситуации и появления желающих покаяться.
9. Что же касается лозунга "Украина без Кучмы!", то его считать недостоверным, некорректным, ба даже вредным. Попробовать вариации на тему "жив, жил, будет жить!". Если же это будет расценено как дежа вю, то сказать просто и ясно (и не без намека на западные векторы):
КУЧМА FOREVER!
10.На этом месте умыть руки и сказать: "Все. Точка".
Ну, то есть полный крючок.
Андрей Шкиль
Пресс-служба УНА-УНСО