Партия регионов будет стоять до конца. Причем - не просто стоять, а стоять на страже Конституции и законов Украины. В этом твердо заверил один из активных участников блокирования трибуны Верховной Рады, член фракции Партии регионов Ярослав Сухой. Безусловно, с чем-то из сказанного им можно не соглашаться. Но нельзя не признать, что заявленная сегодня Партией регионов позиция внутренне достаточно логична и явно на пользу ее имиджу в глазах голосовавших за нее людей.
- Партия регионов заявила, что намерена блокировать работу парламента на протяжении месяца, если не будут выполнены ее требования. Вы целый месяц готовы стоять возле трибуны?
- Мы готовы стоять месяц, и не только возле трибуны. Мы заблокируем все помещения, которые обеспечивают работу Верховной Рады, чтобы не допустить нелегитимного избрания руководства парламента, как и органов исполнительной власти. За Конституцию и регламент будем стоять до упора. Мы готовы и к тому, чтобы президент принял решение о роспуске парламента.
- Но ведь очевидно, что президент подобного решения не примет!
- Значит, эта тягомотина будет длиться год, и два, и три. Значит, так и будет ситуативное большинство, которое будет периодически то воскресать, то снова распадаться. Мы же хотим, чтобы создалось стабильное большинство. Чтобы парламентская коалиция была управляемой, «при памяти», и могла нормально, беря на себя ответственность, решать стоящие перед высшим законодательным органом вопросы.
- Блокирование - тоже не регламентная норма.
- Безусловно. Но, к величайшему сожалению, оппозицию, и меня в том числе, вытолкнули на этот путь. С оппозицией на переговоры не идут, разговаривают с ней только сквозь зубы, с позиции силы, по принципу - победитель получает все, побежденный плачет. Какой у нас есть еще выход?
- А если они к каким-нибудь силовым контрмерам прибегнут - их же больше? У вас есть план на этот случай?
- Силовые меры по деблокированию трибуны невозможны. Мы им этого не позволим. Даже если они додумаются пойти в какой-нибудь дом на окраине Киева, проведут там заседание, где изберут спикера и премьера, потом они этой компанией в зал не войдут. Это будет нелегитимно. Надо искать компромисс.
- Что же мешает нормальному диалогу власти и оппозиции?
- Личные амбиции коалициантов. То, что эта коалиция сформирована на фальшивой клятве верности. У них нет единства, они друг другу не верят. Партия регионов, когда вела переговоры с «Нашей Украиной» и другими представителями «оранжевой» коалиции, тем самым стимулировала их объединиться. И сегодня, когда блокируем зал, мы помогаем им очиститься, приведя свои позиции в соответствие с нормами регламента.
- Пожалуй, сегодня вы в первую очередь добиваетесь высокого поста в парламентском президиуме для своего лидера Виктора Януковича...
- Я впервые слышу, что мы добиваемся для Януковича спикерства или первого вице-спикерства. Это «желтая утка», запущенная прессой. Подобным образом вопрос не ставился ни на политсовете Партии регионов, ни на заседании фракции.
- Извините, об этом в открытую все говорят.
- Знаете, как в анекдоте: а кто тебе мешает, говори и ты?! Партия регионов требует обеспечить ей возможности для оппозиционной деятельности. Если мы - оппозиция, то не надо нас загонять в угол, превращать в депутатов второго сорта. Иначе что получается: «оранжевые» формируют исполнительную вертикаль. Мы не против. Но они тут же, как бы в помощь себе, пытаются полностью завладеть и законодательной структурой. Так это же слияние двух ветвей власти - законодательной и исполнительной, что не допустимо согласно ст. 6 Конституции Украины. Да, Партия регионов заявляет претензии на первого вице-спикера, но персоналии не обсуждались. То, что говорилось в СМИ - якобы Виктор Янукович требует для себя должность - полная ерунда.
- Несколько месяцев страна наблюдала, как Партия регионов всеми силами пыталась попасть во власть. Это была правильная тактика?
- Правильная, потому что Партия регионов представляет интересы большого промышленного и банковского капитала Украины, от которого, в свою очередь, зависит судьба нашей страны, ее независимость. Наша партия, помимо того, что имеет мощнейшее представительство в местных органах власти на востоке и юге, получила весьма серьезную поддержку и в других регионах страны. Когда мы шли на переговоры, то с одной целью: поступиться, где возможно, своими принципами, политическими постулатами, во имя реализации нашего главного документа: антикризисной программы. Сегодня в экономике настолько угрожающая ситуация, что народ нас рано или поздно сам за стол переговоров посадит.
Но тут вмешалась (в переговорный процесс - ред.) другая сила, - так называемые «стратегические партнеры». Они же - сценаристы «оранжевой» революции, которым нужно доказать, что «оранжевая» революция в Украине имеет свое развитие. Велись нормальные переговоры, и была паника со стороны Юлии Тимошенко. Завершилось все выступлением вице-президента США Дика Чейни, который сказал, что он хотел бы видеть «оранжевую» коалицию. И она моментально создается.
- То есть, шансов, чтобы переиграть нынешние коалиционные расклады, практически не осталось?..
- Шансы есть в том случае, если эта коалиция развалится. А в том, что она развалится, у меня нет ни малейшего сомнения.
- Виктор Янукович заявил о возможности массовых акций протеста, если Партии регионов не удастся добиться своего в парламенте. Вы верите, что народ готов выйти на улицу?
- Янукович говорил о возможных акциях протеста, потому что ситуация в экономике ухудшается, и мы это с каждым днем чувствуем все сильнее. В первую очередь - на примере промышленных регионов. Обвальная ревальвация гривны привела к тому, что убытки экспортоориентированных отраслей нарастают, как снежный ком.
- Когда же, по-вашему, возможны акции протеста, и при каких обстоятельствах они могут произойти?
- В случае постоянного игнорирования интересов наших избирателей эти акции станут массовыми и длительными. Это будет не уличный бунт под названием «оранжевый Майдан», а серьезные протестные действия людей, которые тяжким трудом зарабатывают на жизнь.
- У этих людей уже есть достойный повод возмутиться - повышение цен на газ. Почему народ не реагирует?
- Он среагирует, когда пойдет оформлять субсидии. Это и раньше было проблемой - выстоять в очередях за всеми справками, а теперь людей в очереди окажется вдвое больше. Народ поднимется тогда, когда своим карманом почувствует разницу между старой платой за газ, и новой. Представьте себе: при наличии отопительного котла в частном доме в месяц теперь придется выкладывать по 400-500 гривен. Как быть малоимущим, пенсионерам?
- Если Партии регионов так и не удастся найти общего языка с президентом Виктором Ющенко, возможен ли импичмент?
- Никогда Партия регионов не поднимала вопрос об импичменте президенту Ющенко. Наоборот, мы понимаем, что в данной ситуации, чтобы не допустить раскола государства, мы должны сплотиться вокруг президента. Мы не говорим, что это наш президент или не наш. Мы бы очень хотели, чтобы Виктор Ющенко как можно скорее осознал, что он - Президент всей Украины. Он об этом уже начал говорить. Но делами слов пока не подкрепил.
- Позвольте вопрос на грани политики и личного: несмотря на членство в Партии регионов, ни по месту рождения, ни по трудовой биографией вас нельзя отнести к так называемых "донецким". Вы комфортно чувствуете себя в среде донетчан?
- Да, я родился на Тернопольщине, а не в Донецке, хотя меня называли донецким бандитом. Пожить довелось в Крыму, а также - в Запорожье, где я два раза подряд избирался народным депутатом по мажоритарному округу. Где-то с 1992-1993 годов я работал среди людей, которые организовывали Партию труда, - ту самую, которую именовали «партией красных директоров», и которая впоследствии послужила одной из основ для создания Партии регионов. Поэтому вхождение в Партию регионов для меня не было чем-то необычным.
- Ходит много разных легенд о деловой культуре бизнесменов из Донбасса. Тем не менее, общепризнано, что это культура очень жестких отношений. Вы хотели бы распространить ее на всю страну?
- Все медийные наслоения о «донецких» с пальцами веером и толстой цепью на шее не имеют никакого отношения к людям, с которыми я сотрудничаю в Партии регионов.
Поверьте, у нас очень много интеллигентных, умеренных людей. Деловая культура бизнесменов из Львова и Донецка одинаковая. Они, кстати, гораздо быстрее находят общий язык между собой, нежели политики. Эти легенды - нечто вроде недавней демонизации СДПУ(О) или нынешней демонизации и криминализации Петра Порошенко.
Я ему не кум, не сват и не брат. Но прежде, чем верить в какие-то обвинения, я хотел бы посмотреть на реальные факты коррупционной деятельности Петра Алексеевича. Нельзя же так: вешают на человека ярлык, и все. СМИ в перехлестах избирательных кампаний на нас горы ярлыков нацепляли - бритоголовые и т. п. Возьмите данные, сколько раз за последнее время органы правопорядка обращались с запросами о лишении депутатской неприкосновенности в восточных областях, и сколько - в западных. Вы увидите, что больше всего запросов во Львовской, Тернопольской, Волынской областях. А меньше всего - в Луганской и Донецкой.
- Если все обстоит именно так, почему донецкая элита выдвинула своим лидером именно Виктора Януковича - человека с неоднозначной биографией?
- Биография Януковича - это в определенной степени моя биография. Я в молодые и юношеские годы тоже имел большие неприятности с милицией. Дело не в этом. Дело в том, как ты себя дальше повел. Покатился ли ты по криминальной дорожке кривой, или стал человеком.
Daily.ua