Если во время путешествия по Европе вам встретится необычный старик, более чем скромно или даже небрежно одетый, живущий в дешевой гостинице, вполне возможно, что вы встретили одного из самых богатых людей в мире, основателя гиганта мебельной индустрии ИКЕА - Ингвара Кампрада.
Ингвар родился в1929 году в маленькой провинции Смаландия в южной Швеции.
Когда-то Смаландия была процветающей страной. В средние века смаландский город Кальмар был самым большим в Швеции, здешние торговые люди хорошо зарабатывали на экспорте железа. К XIX веку Смаландия потеряла интерес для торговцев и быстро обеднела. Вести сельское хозяйство на песчаных каменистых склонах пологих смаландских холмов было трудно и неэффективно. Люди стали уезжать. Поток эмигрантов устремился в Миннесоту, штат, который по своим природным условиям больше всего напоминал смаландцам их землю. В Смаландии остались только те, кто был готов и дальше преодолевать бедность и вкладывать все силы в неблагодарную, но родную почву. Среди этих людей была и семья Кампрадов.
Дед Ингвара переехал в Смаландию из Судетской области. На своей новой родине ему пришлось взять ссуду, чтобы приобрести небольшую ферму. Однако дела шли неважно. В 1897 году пришла пора выплачивать очередной процент по ссуде, но денег для этого не было. Глава семьи в отчаянии, что не может прокормить жену и троих детей, не нашел иного выхода, как покончить с собой, застрелившись из охотничьего ружья. Однако бабушка Ингвара не опустила рук и смогла удержать дело на плаву. Каких усилий стоило этой женщине справиться с бедой и вытянуть семью из пропасти - знали только ее дети и она сама. Наверное, огромная сила воли и способность к тяжелому, упорному труду передались Ингвару от бабушки. Ее отношение к жизни, твердые протестантские взгляды на рабочую этику, умение держать удар — во многом повлияли на жизнь младшего Кампрада.
Дух торговли жил в нем с самого раннего детства. Первые шаги в «бизнесе» молодой Кампрад совершил еще в школе. Ингвар продавал пачку из ста коробок знаменитых шведских спичек, привезенной его дядей из Стокгольма, которые затем в несколько раз дороже перепродавал своим одноклассникам. Потом были пасхальные открытки, выловленная им рыба, собранные в лесу ягоды. Следует сказать, что первым покупателем Кампрада стала его бабушка. Когда она умерла, в ее вещах нашли десятки карандашей, ластиков, точилок и коробок со спичками, купленных у внука. Она хранила их всю жизнь.
Первые школьные сделки Кампрада были лишь повторением удачной схемы со спичками. Ингвар покупал оптом точилки, карандаши, спички за 1,5 эре и продавал уже по пять.
Деньги будущий предприниматель откладывал. И уже в 15 лет, добавив к накопленному капиталу деньги, занятые у отца, открыл собственную фирму, которая торговала всякой мелочью по каталогам.
И только через два года (1943 г.) появилась «Ингвар Кампрад, Ельмтарюд в Агунарюде» (ИКЕА). В ее названии будущий миллиардер зашифровал заглавные буквы своего имени, фамилии, фермы, где он родился, и деревни, где вырос. В самой Швеции над торговой маркой ИКЕА могут и пошутить: со шведского языка слово можно перевести как «временно нет в продаже».
Первое время новая компания не имела никакого отношения к мебели, она занималась почтовой рассылкой товаров. Чтобы заманить будущих клиентов на свою презентацию, юный предприниматель пообещал каждому, кто придет на открытие магазина, кофе с булочкой. Каково же было его изумление, когда это скромное мероприятие собрало гостей больше тысячи человек! Первая презентация в этот день чуть было не стала последней. Тем не менее, кофе с булочкой получили все. А идею быстрого питания прямо в магазине предприниматель запомнил. Прошло время, и каждый магазин ИКЕА получил свой обязательный ресторан.
В начале 50-х Кампрад начинает интересоваться мебелью. Он приобрел старый завод, где стал выпускать дешевую мебель, одновременно размещая заказы на других предприятиях Швеции. В 1951 году, воспользовавшись накопленным опытом, он выпускает в свет свой первый каталог мебели. Тот самый каталог, который в 2002 году вышел по всему миру тиражом в 110 млн. экземпляров и был переведен на 34 языка.
Два года спустя, в 1953-м, в шведском городе Эльмкулт открылся первый магазин ИКЕА. А через пять лет появился магазин площадью 6700 квадратных метров, уже напоминавший то, что мы видим сегодня под огромными буквами ИКЕА. Кстати, желто-синими торговые центры компании были не всегда. Изначально фирменный цвет ИКЕА был красно-белым. До прошлого года красно-белый логотип ИКЕА возвышался над самым крупным магазином сети Kungens Kurva - в Стокгольме — как напоминание об истории компании. Теперь вся сеть ИКЕА, без исключения, окрашена в желто-синие — национальные цвета Швеции.
Вторжение ИКЕА на шведский мебельный рынок проходило болезненно. Так как такая торговая политика стала причиной бойкота, который в конце 50-х годов объявила Кампраду шведская национальная ассоциация продавцов мебели, возмущенная низкими ценами на продукцию ИКЕА. Многие из национальных производителей перестали поставлять ему свою продукцию.
В итоге будущий миллиардер предпринял необычный в то время для шведского бизнеса шаг: приобрел часть компонентов, необходимых для сборки мебели, «по дешевке» у польских поставщиков. Так «папа Ингвар», как его иногда называют сотрудники ИКЕА, впервые осуществил будущую стратегию фирмы - размещать заказы на товар в тех странах, где это стоит дешевле. «Каждая крона - это крона», - часто повторяет своим подчиненным миллиардер.
Именно в это время случайно, как и многие гениальные открытия, родился ставший ноу-хау ИКЕА метод продажи упакованной мебели в коробках в собранном виде. Идея возникла тогда, когда продавцам приходилось отвинчивать у стола ножки, чтобы запихнуть его в машину покупателя. «А зачем вообще эти ножки привинчивать?» - подумал Кампрад. И мебель стали продавать «в упаковке». Расходы компании стали меньше. Цена на вещи тоже упала. Кампрад создал то, что мы сегодня понимаем как «шведский стиль» — удобный, рациональный и недорогой выбор товаров для дома. Идея была тоже на поверхности: продать не просто журнальный столик, но и настольную лампу к нему, и кресло, и небольшой диван... Предложенные товары были не предметами роскоши - их можно было приобрести для любого жилья экономического класса. Его идеи как нельзя лучше совпали тогда с идеями социально ориентированного общества, с «народным домом», где не было места излишней роскоши.
Идея ДОМА стала, пожалуй, главной движущей силой ИКЕА. Покупателю, проходящему через магазин, дана была уникальная возможность увидеть реальную обстановку дома или квартиры со всеми сопутствующими жилью хозяйственными мелочами. Он только должен был сделать выбор - остальное завершает продавец, который заказывает выбранные образцы у производителя. Знаменитые кресла «Рут» - первый «комплект» от ИКЕА — вместе с набором из столика и торшера пошли на «ура». Это было почти культурной революцией. Следующим маркетинговым открытием была, ставшая теперь неотделимым элементом ИКЕА, идея самостоятельной сборки мебели. Все действия Кампрада были направлены на поиски «золотой середины» — равновесия между ценой, которая дала бы возможность компании развиваться и не отпугивала покупателей, и качеством тех вещей, что продаются в ИКЕА. «Золотая середина» стала действительно золотой — продажи и прибыль росли не по дням, а по часам.
Через пять лет после открытия первого большого ИКЕА один за другим стали открываться магазины в Осло (1963), Стокгольме (1965), Копенгагене (1969)... Сегодня у Кампрада больше 150 магазинов по всему миру, а мебельный каталог включает в себя больше 10000 наименований...
Самый бедный миллиардер...
Ингвар Кампрад до глубокой старости так и не превратился в «нового шведа». Миллиардер не воспринимает богатство как средство украсить свою личную жизнь, насытиться благами, недополученными в ранней юности. До сих пор деньги для него — лишь средство для развития бизнеса. О его феноменальной скупости и умении экономить ходят легенды. В командировках Кампрад живет в трехзвездочных отелях, за завтраком (особенно когда тот входит в стоимость проживания) наедается «до отвала», чтобы хватило до конца дня, а если все же приходится оплачивать питание из своего кармана, миллиардер ходит в дешевые ресторанчики и даже якобы покупает гамбургеры. Делая покупки в магазине, миллиардер всегда предпочтет маленький, но дешевый опт в неудобной упаковке дорогой рознице. Часто ездит в общественном транспорте. Ходит за продуктами на дешевый деревенский рынок в предместях Лозанны, где он живет из-за мягкого климата и низкой ставки налогообложения. Посещая во время командировок различные страны, он редко ездит на такси, предпочитая общественный транспорт, где, как объясняет друзьям, «можно узнать вкусы народа».
При поездках на поезде Кампрад покупает билеты только во второй класс, сам носит багаж, приобретает на распродажах дешевую одежду, а лучшим отпуском считает «путешествие на велосипеде по Швеции». «Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня работают, если буду проводить время в роскоши и комфорте», - объясняет он.
Умение ценить деньги Кампрад привил и своим сыновьям. Младший из них, Матиас, вспоминает, как, будучи студентом, корчевал на каникулах лес в усадьбе родителей. Причем отец платил ему за труд меньше, чем наемным рабочим (всего 3 тысячи крон). После учебы Матиас на общих основаниях поступил на работу в один из торговых центров ИКЕА. «Моя первоначальная зарплата была настолько маленькой, что иногда нам с женой приходилось «бедствовать» - выручали только дешевые обеды в кафе ИКЕА», - с улыбкой вспоминает он.
Но скупость Кампрада на самом деле неотделима от всей его жизни и философии его бизнеса. Приоритеты, сформировавшиеся еще в детстве, удивительным образом сохранились и сейчас. Выросший и заработавший кучу денег шведский мальчишка из глухой провинции не хочет поступаться принципами.
«Расточительность в ресурсах, - пишет Кампрад в одной из своих публикаций, — одна из тяжелейших болезней человечества. Многие современные здания являют собой скорее памятники человеческой глупости и тщеславию, чем рациональное удовлетворение нормальных потребностей... Зачем копить документы, которые никогда снова не понадобятся, тратить время на доказательство того, что вы всегда правы, занимать телефон, когда можно написать пару строк или отправить факс. Для поддержания своего статуса ИКЕА не нуждается в роскошных машинах для руководства, титулах и званиях, швейцарах и униформе... Это, кстати, совершенная правда. В ИКЕА трудно встретить человека в костюме и галстуке, особенно в дорогом костюме и дорогом галстуке. Здесь нет иерархии и привилегий, неотделимых от иерархии. Может быть, в этом и есть что-то от однообразия принудительного равенства, которым грешило общество развитого социализма. Но такой вот капитализм с социалистическим лицом…»
Ингвар Кампрад провозгласил несколько принципов ИКЕА. Это — настоящая бизнес-философия компании, ее идеологический фундамент, свято соблюдаемый менеджментом. Если зайти на сайт Гарварда, то можно найти не одну монографию, анализирующую эту идеологию. Авторы продают свои исследования опыта Ингвара Кампрада за приличные деньги. (Сам Кампрад делает это бесплатно.) Если выжать из этих трактатов воду, то суть сводится к следующему: не запрашивать слишком много — не будет хорошего спроса. Не просить слишком мало — всегда иметь возможность увеличивать ресурсы. Не гнаться за мгновенной отдачей, рассчитывать, что результат должен прийти через длительное время. Думать не о дивидендах, а об инвестициях. Прибыль — это не сладкая жизнь, а ресурсы. Не бойся советоваться с коллегами и сотрудниками, но не уходи и отличной ответственности. Нерешительность не скроешь ни суетливыми заседаниями, ни пристрастием к социологическим опросам. Самое оригинальное решение ничего не стоит, пока мы не знаем его цену. Дорогое решение - удел посредственности. Порядок должен соблюдаться, но не превращаться в оковы. Преувеличение роли планирования — бюрократизм. Бюрократизм, как и безответственность, парализует. Не делает ошибок тот, кто спит. Счастье — не достижение одной цели, а правильный путь.
Люди, близко знакомые с Ингваром Кампрадом, утверждают, что это блестящий маркетолог, умнейший человек, который никогда не ошибается. Действительно, стратегию Кампрада изучали и изучают крупнейшие предприниматели со всего мира. Хотя, как лукаво говорит сам Кампрад, он - недоучка. В 1945 году Кампрад стал выпускником высшей коммерческой школы в Гётеборге — и это стало его единственным профессиональным образованием. Отсутствие университетского диплома Кампраду всегда заменял энтузиазм. Как-то он заметил: «Если вы, работая, не испытываете неисправимого энтузиазма - считайте, что по крайней мере треть вашей жизни пошла насмарку».
Сегодня, отойдя от дел, Кампрад может неожиданно устроить ревизию в любом из своих магазинов. Несмотря на возраст, он проверяет таким образом около 20 центров ИКЕА в год. И, честно говоря, подобные наезды не воспринимаются сотрудниками как «к нам едет ревизор!» «Папу Ингвара» «семья ИКЕА» ценит. Немного прижимистый, но заботливый, всеобщий «папа» тщательно изучает все — от работы столовой до производственных мелочей.
Было бы странно предположить, что такая крупная, ведущая агрессивную маркетинговую политику компания, как ИКЕА, надежно защищена от скандалов и расследований. За время существования концерна удары по его репутации пытались нанести не раз. Но серьезного урона нанести не удалось. Компания оперативно реагировала на все как серьезные, так и надуманные обвинения.
Но несколько «темных пятен» в биографии миллиардера журналисты все же обнаружили. Оказалось, что в молодости - под влиянием бабушки - Кампрад симпатизировал нацистам (бизнесмен извинился за это ошибочное «увлечение» в 1994 году). Среди других «слабостей» - периодические запои, которыми якобы страдает 76-летний владелец ИКЕА. Но эти «недостатки» не мешают Кампраду, который несколько лет назад формально отошел от дел, передав фирму сыновьям, контролировать свою торговую империю, состоящую из 180 магазинов более чем в 30 странах мира. Кампрад гордится, когда его сравнивают с Генри Фордом: он считает, что, как и Форд, «сделал доступными для большинства населения товары, которые раньше относились к предметам роскоши».
Владелец сети магазинов ИКЕА швед Ингвар Кампрад стал самым богатым человеком мира. К такому выводу пришли эксперты шведского делового еженедельника Veckans Affarer. В списке "наиболее состоятельных людей планеты" Кампрад опередил "благодаря снижению курса доллара" владельца "Microsoft" Билла Гейтса: 400 миллиардов шведских крон, принадлежащих владельцу ИКЕА, сегодня превратились в 53 миллиарда долларов - на 6 миллиардов больше, чем состояние американца.
Однако вопрос - кто богаче, Гейтс или Кампрад, пока остается открытым. Журнал «Форбс», который ежегодно составляет рейтинги богатейших людей мира, считает выводы шведских экспертов в отношении Кампрада «преждевременными». Cпециалисты «Форбс» оценивают состояние шведа только в 18 миллиардов долларов (13-е место в мире). Расхождения при определении богатства Кампрада они объясняют «различными методиками расчета».
Наталия Погосова, корреспондент
Деловое издание E-NEWS