«Вы представляете, пришли трое сдавать редчайшую группу крови — четвертую отрицательную. А когда узнали, что человек, для которого она была срочно нужна, умер, развернулись и ушли! Ну почему, если уже пришли на станцию, не сдать для других, пока еще живых?!» Это рассказали нашим журналистам сотрудники Киевского городского центра приема крови — места, где по пробиркам разливают милосердие.
Обветшалое, почти полувековое здание никак не способствует расслаблению. Здесь нет светлых коридоров, огороженных кабинок и телевизоров перед креслами. Но все же это то место, где проявляется столь редкое сегодня качество — сочувствие к чужому горю.
Людмила Заневская, главный врач городского центра крови, рада пообщаться со всеми, кто поможет поднять тему донорства в Украине. Ведь сегодня сложившаяся здесь ситуация, мягко говоря, не очень. «Донорская кровь — это безопасность нации. Любые форс-мажорные обстоятельства обычно чреваты серьезными травмами людей, и при этом нужна донорская кровь», — поясняет она.
К счастью, такие случаи происходят редко. А к несчастью — совершенно неожиданно. Но ежедневно в донорской крови нуждается очень много людей. И не только те, кто переносит тяжелые операции или получает травмы. У многих — различные заболевания крови, и они нуждаются в препаратах, сделанных из этой незаменимой субстанции. Например, больные гемофилией. В Украине примерно 350 таких человек. На Западе они играют в футбол, а у нас им не хватает лекарств.
Вместе с тем у донора в течение суток восстанавливается сданный объем жидкости, а количество клеток крови — примерно через два месяца. Поэтому и сдавать кровь можно раз в два месяца без какого-либо вреда для здоровья.
В банке крови Киева на случай форс-мажорных обстоятельств в замороженном состоянии есть до 700 доз крови. Еще существует 15 отделений трансфузиологии при больницах, которые тоже занимаются заготовкой. То есть «перекрыть» Людмила Иосифовна обещает, но не больше. Кровь не хранится в чистом виде, ее разделяют на плазму, которая сохраняется до двух лет при низких температурах, и «красную кровь» — клетки, хранящиеся 40 суток. При замораживании в азоте эти препараты могут храниться до 15 лет. Естественно, запасы нужно постоянно обновлять. Раньше, во времена СССР, десятки тысяч «кадровых» доноров постоянно сдавали кровь. Теперь же их примерно 1,2 тыс., а надо — 15 тыс. человек в год.
Доноров привлекают 30 гривнями: 17 — за сданную кровь и 13 — на обед, чтобы восстановить силы. Да чаем со сладким печеньем перед процедурой. Кого такой суммой можно завлечь? Только совсем малоимущих да иногородних студентов, которым и 30 гривен — деньги. Кстати, студенты многих киевских вузов и составляют большее число доноров.
Но Людмила Заневская твердо уверена, что донорство не должно оплачиваться: «Слово «донор» происходит от слова «дарить», то есть отдавать то, что у тебя есть, тем, кто в этом нуждается. Тем более, от дающего не убудет». С одной стороны, это и правильно: в доноры пойдут те, кто обеспечен, кто побуждаем личными моральными убеждениями. И как говорит статистика, люди с высоким духовным развитием, как правило, более здоровы.
Но сегодня требования к донорам ужесточились. Даже если у вас есть огромное желание, но в наличии перенесенные гепатиты, бронхиальная астма, эндокринные, кожные или хронические заболевания, большие полостные операции, плохое зрение, СПИД, то донором вы быть не можете. Сданная кровь проходит ряд тестов на разных этапах, чтобы выявить в ней все возможные инфекции.
Кстати, о СПИДе. Из-за того, что в Украине сложилось катастрофическое положение, связанное с этим заболеванием, сдать кровь вы можете только в том городе, где вы прописаны. В центр крови приходит информация о каждом случае заражения ВИЧ. Не стоит опасаться и того, что при сдаче крови вас могут заразить этой страшной болезнью — времена, когда иммунодефицитом мог заразиться донор, давно прошли. Сейчас даже в самой захудалой районной больнице всю процедуру проделывают одноразовыми инструментами. Что говорить о столице!
На Западе проводятся массовые кампании, стимулирующие донорство среди молодежи, распространяется социальная реклама. Например, на обычной подставке под пивной бокал вместо логотипа размещают надпись «Сдай кровь!». Помню, когда я была студенткой, замдекана забежала в аудиторию с вопросом: «Кто хочет сдать кровь?», осмотрела равнодушные лица и убежала. На этом агитация и попытки пробудить сознательность закончились. А зря.
Кстати, быть донором на Западе — это очень почетно. Во-первых, подобный поступок характеризует вас как сострадательного и социально ответственного человека, а во-вторых, здорового.
Между прочим, Адриано Челентано — почетный донор Италии. И совсем не потому, что он мировая знаменитость. Из украинских звезд пока еще никто в пункте приема крови замечен не был. Скрывают? Больны? Или есть другие причины?
Каждый человек должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына. «И сдать кровь, — добавляет Людмила Заневская. – Хотя бы раз в жизни».
Ольга Мазуренко, «CN-Столичные новости»