В 2006–2007 годах мировые цены на сырьевых рынках будут благоприятными для Украины. Присутствие крупного и среднего капитала в рядах правящей коалиции также обещает улучшение делового климата. Отечественная экономика будет расти в ближайшие два года быстрее пяти процентов в год
Мировые цены на металлы приближаются к рекордно высоким значениям 2004 года. Только за июнь цены на сталь, по данным аналитического агентства MEPS, выросли на 5%. Это позитивно сказывается на украинской металлургической промышленности — от былого спада не осталось и следа. По итогам первого полугодия эта отрасль выросла на 4,8%, тогда как еще в январе-марте фиксировался спад на уровне 1,7%. В мае впервые с начала года начала расти еще одна экспортоориентированная отрасль — химическая. То есть внешняя конъюнктура перестала тормозить экономический рост в Украине — благодаря быстро растущим промышленности, строительству, транспорту и торговле он уже составляет 5%. Такая величина, как полагают экономисты, является естественным (фоновым) темпом роста в странах с переходной экономикой. А это значит, что еще большее ускорение ВВП будет следствием хорошей конъюнктуры и/или удачной экономической политики.
Новые возможности
По итогам первого квартала этого года экспорт товаров падал как в стоимостном (на 4%), так и физическом (на 20%) измерении. Однако с апреля ситуация начала улучшаться. Например, цены на металлопродукцию растут на фоне уменьшения запасов и увеличения цен на входные ресурсы, включая железную руду. В частности, переговоры между китайскими сталелитейными компаниями и крупнейшими поставщиками металлургического сырья BHP Billiton, Rio Tinto и CVRD завершились 20 июня согласием китайской стороны на девятнадцатипроцентное повышение цен на импортную железную руду. В результате цены на металлопродукцию в этом году будут выше, чем в 2005-м.
Китай потеснил Украину со своего рынка и рынков некоторых других азиатских стран, однако спрос на металлопродукцию в Европе и Америке в 2006–2007 годах ожидается высокий. Экспортировать туда будет чуть легче, чем раньше, благодаря получению Украиной статуса страны с рыночной экономикой от ЕС и США, а также возобновлению Соединенными Штатами статуса Украины как участника общей системы преференций. Вступление в ВТО ожидается не раньше конца нынешнего года, поэтому эффект от этого наше государство почувствует в лучшем случае во второй половине 2007-го.
Эксперты прогнозируют, что в 2007 году цены на металлопродукцию останутся высокими. «Если раньше производители полностью зависели от цены на металл, то сейчас ситуация немного другая: металлурги регулируют уровень производства, для того чтобы удержать цены высокими. Думаю, что в будущем году цены снизятся не более чем на пять процентов, но будет колебаться уровень производства. Вполне возможно, что темпы роста производства будут не такими высокими, как в этом году», — говорит аналитик компании «Ренессанс Капитал Украина» Фаиг Байрамов. В целом общий тренд цен на черные металлы — восходящий. «Металлопрокат — это тоже сырье. Если цена на нефть высокая, то цена на прокат тоже будет высокая», — отмечает руководитель информационного отдела «Укрпромвнешэкспертизы» Сергей Поважнюк.
В 2003–2004 годах в мире был дефицит азотных удобрений (для Украины это ключевая химическая продукция, которая идет на экспорт) в размере 3–3,5% мирового потребления, поэтому цены стремительно росли. В дальнейшем рост замедлился. Аналитики прогнозируют, что по итогам 2006 года цены будут чуть выше, чем в прошлом году. «Мы ожидаем, что в 2006–2007 годах цены на азотные удобрения вырастут на 5–7% из-за увеличения цены газа и растущего спроса. Вместе с тем открытие дополнительных мощностей по производству этой продукции в Индонезии и на Ближнем Востоке, запланированное на этот год, будет сдерживать рост цен», — говорит финансовый аналитик компании «Ренессанс Капитал Украина» Светлана Дрыгуш.
Еще пять лет назад продукция химии была второй важнейшей экспортной отраслью. Хотя химики удерживают свои позиции (их удельный вес в экспорте по-прежнему составляет около девяти процентов), однако роль минеральных продуктов и сельхозпродукции заметно увеличилась. Эксперты полагают, что рост мировых цен на энергоносители стимулировал вывоз нефтепродуктов, руды и газа. Именно это и стало причиной значительного увеличения доли минеральных продуктов в украинском экспорте за последние пять лет. Однако потеря Украиной возможности реэкспорта газа и нефтепродуктов сократит роль группы минеральных продуктов в экспорте уже по итогам этого года.
Мировые цены на пшеницу в 2006/07 маркетинговом году будут расти из-за низкого урожая в черноморском регионе. В результате растущее потребление второй год подряд будет покрываться за счет уменьшения запасов, которые достигнут 25-летнего минимума, считают аналитики Министерства сельского хозяйства США. Однако Украина вряд ли сможет воспользоваться благоприятной внешней агроконъюнктурой. По мнению руководителя аналитического департамента Украинской аграрной конфедерации Владимира Лапы, в 2006/07 маркетинговом году будет экспортироваться небольшое количество продовольственной пшеницы. С экспортом фуражной пшеницы и кукурузы дело обстоит лучше, однако основной экспортной культурой будет ячмень, на который ожидается небольшое снижение цен. «Что касается долгосрочных тенденций, то цены на сельскохозяйственную продукцию растут не настолько высокими темпами, как цены на энергоносители и промышленную продукцию. В результате многие страны стараются снизить ее себестоимость посредством культивации генетически модифицированной продукции, применения прогрессивных технологий выращивания, а там, где такие резервы исчерпываются, — через субсидии сельскому хозяйству. В Украине эти процессы намного отстают от мировых. Объемы экспорта в дальнейшем будут зависеть скорее не от конъюнктуры, а от того, насколько производители и государство станут способствовать интенсификации сельского хозяйства, выходу его на новый уровень конкурентоспособности», — считает Владимир Лапа.
Экспорт готовой продукции (машины и оборудование, транспорт, пищевая продукция) будет расти более динамично, чем экспорт сырья, из-за более высокого роста основных рынков сбыта — России и других стран СНГ. Радуют некоторые виды транспорта (например, железнодорожные вагоны хорошо расходятся за границей благодаря спросу со стороны быстро растущих нефтеэкспортеров — России и Казахстана). Однако это не сможет значительно повлиять на ситуацию, поскольку цены на такие продукты относительно стабильны, а их удельный вес в экспорте гораздо меньше веса сырьевых ресурсов. Кроме того, в свете торговой войны с Россией на рынке пищевой продукции стоит отметить уязвимость машиностроительной отрасли, а также происходящий развод бывших партнеров в военно-промышленном комплексе. Пока что это призрачная угроза: в отличие от мясомолочных продуктов, разница между ценой на украинскую продукцию машиностроения и аналоги из третьих стран слишком сильно ударит по карману. Однако страсть той же России к импортозамещению через несколько лет может аукнуться отечественным машиностроителям, если они не будут улучшать соотношение цена—качество и искать новые рынки сбыта.
В то же время импорт товаров будет расти по-прежнему быстро за счет удорожания газа и нефтепродуктов, а также интенсивной покупки инвестиционных товаров. В результате вырастет негативное сальдо торговли товарами, которое начало формироваться еще в четвертом квартале прошлого года.
Сальдо торговли услугами по сравнению с предыдущими годами значительно не изменится. Рост экспорта транзитных услуг по территории Украины вследствие повышения ставки за транзит будет компенсироваться аналогичным удорожанием доставки туркменского газа до украинской границы. Представитель Нацбанка сообщил «Эксперту», что данные по импорту транзитных услуг гораздо менее прозрачны, чем по экспорту. Поскольку цена импортируемой российско-среднеазиатской смеси газа до конца года сохранится на уровне 95 долларов за тысячу кубометров, у нашей страны нет формального повода для пересмотра ставки за транзит. В целом в газовой сфере в этом году вряд ли что-то изменится: у Юлии Тимошенко, главного сторонника пересмотра соглашения по голубому топливу, нет шансов вести такие переговоры с позиции премьер-министра.
Деловой климат потеплеет
Если на платежный баланс оказывают влияние стоимостные объемы экспорта, которые учитывают как цены, так и физические объемы поставок на внешние рынки, то на рост реального ВВП влияют только физические объемы чистого экспорта (экспорт минус импорт) товаров и услуг. Уже второй год подряд внешний сектор не является локомотивом экономического роста. Главная причина этого — быстрое увеличение физических объемов импорта, причем активно закупаются не только машины и оборудование (так называемые инвестиционные товары), но и товары народного потребления, чтобы удовлетворить возросший спрос разбогатевших украинцев.
Однако влияние внешнего сектора остается доминирующим — суммарный объем внешней торговли (экспорт + импорт) превышает объем ВВП. Кроме того, внешнеэкономическая ситуация напрямую сказывается на динамике производства и росте цен. По расчетам «Эксперта», взнос чистого экспорта в ВВП будет отрицательным и составит –4 процентных пункта в 2006-м и –2 процентных пункта в 2007 году. То есть в отличие от 2005-го, внешний сектор перестанет существенно тормозить экономический рост, а значит, внутренние факторы — потребление и инвестиции — смогут вытягивать экономику.
В этой ситуации основная задача государства — не мешать экспортерам наращивать физические объемы поставок на внешние рынки. Последние полгода так и было благодаря сумятице в политической жизни страны, которая не позволяла что-либо менять в экономической политике. Покидающий свой пост премьер-министр Юрий Ехануров заявил, что политическая неопределенность не оказывает негативного влияния на экономику. Судя по политическим раскладам, лобби экспортеров будет широко представлено не только в Верховной Раде, но и в правительстве. Поэтому никто не будет чинить препятствий для выхода на внешние рынки. В то же время, учитывая приближающееся вступление в ВТО, Украина, согласно правилам этой организации, не вправе значительно менять торговый режим или наращивать господдержку экспортеров — то есть особых поблажек тоже не ожидается.
В таких условиях помочь экспортерам можно, если аккуратно проводить внутренние реформы. Как показало исследование Международной финансовой корпорации, отображающее состояние бизнес-среды на начало 2005 года, продолжительность процедур при экспортно-импортных операциях в Украине выше среднего показателя в регионе. От 18 до 28% предприятий, планировавших вывозить товары за границу, указали, что различные регуляторные барьеры сдерживали их от осуществления экспортных операций, а на проблемы с возмещением НДС тогда пожаловались две трети экспортеров. За полтора года ситуация существенно не поменялась: «единое окно» для экспортеров не работает должным образом, чистка регуляторных актов привела лишь к отмене уже недействующих документов, невозмещение НДС вновь используется как способ латания прорех в госбюджете. Решение этих проблем и есть программа действий для правительства, если оно хочет поддерживать пристойный рост ВВП в ближайшие годы.
Другой вопрос — как крупные экспортеры будут в новых политических условиях распоряжаться своими доходами. Они могут вкладывать деньги в уже существующие производства (те же самые металлургия и нефтепереработка), модернизируя их. Для этого есть серьезные стимулы в виде растущих цен на ресурсы. Кроме того, они могут приобретать активы за рубежом для проникновения на защищенные рынки развитых стран. Учитывая уменьшение маржи на внешних рынках, они также могут вкладывать средства в Украине в производство товаров и услуг, которые раньше оставались вне сферы их интересов из-за сравнительно низкой отдачи. В целом в результате массового прихода бизнеса как в центральные, так и местные органы власти возрастает вероятность того, что экономическая политика будет направлена на облегчение ведения бизнеса в стране. А значит, экономический рост в Украине в ближайшие два года станет выше пяти процентов, если новое правительство не будет делать грубых просчетов.
Татьяна Яблоновская, Эксперт.UA