Правительство намерено предоставить эксклюзивное право «Укрспирту» экспортировать этиловый спирт. Лишив другие спиртзаводы этого права, Кабмин обрекает их на убыточную работу
Министерство аграрной политики подготовило проект правительственного распоряжения, согласно которому экспорт этилового спирта из Украины будет осуществлять исключительно Государственный концерн спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт». Уже сегодня эта компания фактически контролирует внутренний рынок спирта. Инициатива ведомства Александра Баранивского окончательно закрепит монополию концерна «Укрспирт» в отрасли.
Карманный монополист
В конце ноября прошлого года парламент внес изменение в Закон «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», согласно которому предприятия-производители спирта обязаны с начала 2006 года экспортировать продукцию только через госструктуру, уполномоченную на это Кабинетом министров. В законе народные депутаты не назвали предприятие, которое будет заниматься эксклюзивным экспортом, поручив определить его правительству. К тому времени заготовленное решение у Кабмина уже было. Экспортером назначили Киевское областное государственное объединение спиртовой и ликеро-водочной промышленности (Киевспиртобъединение) — далеко не самого крупного и успешного оператора в своем сегменте. Более того, областной компании решением правительства отдали на откуп и внутренний рынок. До сих пор в Украине только семь предприятий могли экспортировать спирт — «Укрспирт», Тернопольское, Сумское, Винницкое, Львовское, Черниговское и Киевское областные объединения спиртовой и ликеро-водочной промышленности. С начала этого года практически весь этиловый спирт поставляется на внешние и внутренний рынки через Киевское областное спиртобъединение. С точки зрения Минагрополитики сейчас существует два варианта развития события. Либо ведомство будет рекомендовать Кабмину заменить Киевспиртобъединение концерном «Укрспирт», либо обе эти структуры станут заниматься экспортом. Или сделают так, как произошло с оптовой торговлей спиртом на внутреннем рынке: областная компания выступит посредником «Укрспирта».
Если до коррекции законодательства заводы могли самостоятельно продавать спирт в объемах собственного производства, то теперь предприятия вынуждены покупать специальную лицензию на оптовую торговлю спиртом. Стоимость разрешения — 85 тыс. гривен. Сегодня его имеют только два предприятия — Киевспиртобъединение и Немировский ликеро-водочный завод. Остальные заводы также подавали заявку на получение лицензии, но впоследствии отказались от этой идеи. Такое решение было принято под давлением «Укрспирта», считают специалисты. Несмотря на несогласие с инициативой Минагрополитики, выступать против нововведений производители спирта не будут. Все они входят в состав концерна «Укрспирт» и являются государственными предприятиями, поэтому никто не хочет вступать в конфликт с центральным руководством. Спиртзаводы платят комиссию Киевспиртобъединению, которая составляет 1,5–5% от суммы сделки. Ежедневно каждый спиртзавод отгружает спирт на сумму около 400 тыс. гривен. А значит, с одного предприятия областное спиртобъединение фактически ни на чем зарабатывало до полумиллиона гривен ежемесячно. И хотя Антимонопольный комитет (АМК) в начале февраля вынес предупреждение «Укрспирту» с предписанием немедленно отозвать письмо, которым концерн обязал все заводы вести торговлю спиртом только через Киевское областное объединение, лицензии никто не отменял. «Все, чего удалось достичь АМК, — это снижение платы за услуги посредника. Сейчас спиртзаводы платят до одного процента от суммы сделки», — говорит президент ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ) Вячеслав Сокерчак.
Появление на рынке оптовой торговли спиртом посредника-монополиста говорит о том, что «Укрспирт» намерен аккумулировать большие финансовые потоки в одном предприятии. И оно фактически становится кормушкой для «Укрспирта» и Минагрополитики, руководитель которого назначен по квоте Социалистической партии Александра Мороза. По мнению экспертов, интерес социалистов к спиртовой отрасли очевиден. Причастность к «спиртовым» деньгам СПУ категорически отрицает, аргументируя тем, что за закон, внесший изменения в торговлю спиртом, фракция не голосовала. Скорее всего, социалисты просто не хотели показывать свою заинтересованность в спиртовой монополии, предполагая, что закон наберет необходимое количество голосов и без их непосредственного участия. Замена Киевспиртобъединения концерном «Укрспирт» необходима социалистам как подстраховка. Правительственное поручение, сделавшее областную компанию монополистом, — плохая гарантия стабильности присутствия социалистов в спиртовой отрасли в условиях изменчивой политической конъюнктуры. С другой стороны, «Укрспирт» — государственный монополист, неприкосновенность которого гарантируется рядом законов. Если социалистам удастся сохранить кресло руководителя аграрного ведомства, то Минагрополитики будет инициировать непосредственный переход «Укрспирта» под свой контроль.
Государство должно уйти
Препятствуя свободному экспорту спирта (сдерживание выдачи лицензии и обязательство торговать продукцией через посредника), государство отнимает у заводов прибыль и лишает их средств на модернизацию. Маловероятно, что предприятия будет субсидировать концерн «Укрспирт», который не видит иного пути улучшения работы отрасли, кроме значительного повышения цены спирта. Безусловно, спиртзаводы отнюдь не против такого повышения, предполагая выручить за счет этого дополнительные средства на модернизацию. Однако эксперты считают, что это решение заведет отрасль в тупик: изначально неэффективные предприятия не станут работать лучше вследствие конъюнктурного повышения цен. Их рост ударит прежде всего по потребителям конечного продукта — водки.
Проблема лежит в другой плоскости. Высокая норма рентабельности (30–60%) спиртзаводов позволяет им модернизироваться и развиваться. Но недозагруженные производственные мощности не дают предприятиям выйти из полосы убытков. Производители ликеро-водочной продукции считают, что количество спиртзаводов в отрасли неоправданно большое. Отраслевые мощности позволяют выпускать около шестидесяти миллионов декалитров в год, однако задействованы они лишь на 40%. На внутреннем рынке — очевидное перепроизводство спирта. Вместе с тем Украина имеет большие возможности экспорта этой продукции. Кроме того, спиртзаводы вполне могут наладить производство биоэтанола — сырья, пользующегося большим спросом как первичный материал для производства экологического топлива.
С каждым годом оборудование заводов все более устаревает. Предприятия, которые сумели наладить дружеские отношения с крупными производителями ликеро-водочной продукции, пытаются проводить модернизацию собственными силами. А остальным производителям повезло куда меньше. Из восьмидесяти заводов, входящих в «Укрспирт», есть и такие, которые уже несколько лет не выпускают продукции. Участники рынка высказывают опасения, что действия концерна «Укрспирт» могут привести к тому, что их продукция будет неконкурентоспособна как внутри страны, так и на внешних рынках.
На необходимости приватизации спиртовых заводов настаивает премьер-министр Юрий Ехануров. Премьер заверил, что законопроект, отменяющий государственную монополию на производство спирта, будет вынесен на рассмотрение парламента уже в нынешнем году. Украине важно решить этот вопрос до вступления в ВТО. Ведь спустя три года после приобретения членства в этом мировом торговом клубе ввозная пошлина на спирт, которая на сегодня составляет 7,5 евро за литр, снизится до нуля. В таких условиях госпредприятия просто не смогут удержать свои позиции на рынке, которые займут иностранные производители. В настоящее время производственные мощности спиртзаводов, а также их высокая энергозатратность не позволяют выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества.
Необходимость приватизации спиртовых заводов совместными усилиями лоббируют последние несколько лет и производители алкоголя. Им очень выгодно получить доступ к первичному сырью, что повысит конкурентоспособность их продукции. Ведь неопределенность с ценой спирта и отсутствие железных гарантий его поставок на ликеро-водочные предприятия делает работу водочных компаний рискованной.
Государственный менеджмент в спиртовой отрасли неэффективен, и государство не сможет успешно управлять спиртовой отраслью. Уже сегодня около тринадцати заводов из восьмидесяти — фактические банкроты, еще тридцать — нерентабельны. В то же время алкогольная промышленность показывает высокие темпы роста. Приватизация спиртзаводов не решит сразу всех проблем, однако это единственно правильный путь. В первую очередь можно было бы приватизировать самые неликвидные предприятия. Производителям алкоголя дешевле реконструировать завод, чем построить новый. Необходимо дать спиртовой отрасли нормально развиваться, в противном случае уже через несколько лет украинские компании будут потреблять исключительно импортный спирт.
Людмила Собченко, Эксперт.UA