При пересмотре тарифов на коммунальные услуги государство по-прежнему руководствуется социальными соображениями, а не необходимостью эффективного распределения ресурсов
Украинские профсоюзы наметили 24 мая провести в Киеве многочисленную демонстрацию в знак протеста против повышения цен на газ и электроэнергию для населения. По словам председателя Федерации профсоюзов Украины Александра Юркина, это будет предупредительная акция, главная цель которой — заставить правительство сесть за стол переговоров с трудящимися. Профессиональные союзы убеждены, что чиновники нарушили закон о ценообразовании и проигнорировали генеральное соглашение между правительством и профсоюзами. По условиям договора рост цен возможен лишь в случае повышения уровня минимальной заработной платы и дополнительного финансирования программ жилищных субсидий. Для недовольства трудящихся есть веские причины: с 1 мая цены на газ и электроэнергию для населения выросли сразу на 25% — до 220–240 гривен за тысячу кубометров газа и 19,5 копейки — за киловатт-час. Однако последний раз тарифы на энергоносители повышались в апреле 1999 года. С тех пор потребительские цены в целом по экономике выросли на 80%.
Майское повышение тарифов на газ и электроэнергию сюрпризом ни для кого не стало. Еще в декабре председатель Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Валерий Кальченко заявил о намерении пересмотреть цены на услуги для населения, которые, по его словам, компенсируют меньше половины стоимости энергоносителей. Однако в том же месяце президент Виктор Ющенко предложил вначале повысить цены для промышленных потребителей, «чтобы на частном и коммунальном уровне мы имели возможность завершить (отопительный. — «Эксперт») сезон в традиционных ценах, которые сегодня существуют». Несмотря на то что комиссия имела полное право самостоятельно устанавливать цены, Министерство юстиции нашло предлог, чтобы отложить принятие непопулярного решения до окончания выборов, потребовав согласования тарифов с профсоюзами.
Спонсоров больше нет
Основная причина пересмотра цен в сторону повышения — резкое увеличение стоимости импортируемого газа. И хотя энергетические власти направляют на нужды населения газ, добываемый в Украине, который значительно дешевле импортного, инфляцию не обмануть — себестоимость добычи газа и выработки электроэнергии за последние пять лет тоже выросла. Все эти годы правительство держало регулируемые цены для населения без изменений за счет перекрестного субсидирования. Поэтому тарифы на газ и электроэнергию для промышленности оказались вдвое-трое выше, чем для бытовых потребителей. Однако многие отрасли промышленности тоже пользовались льготами, из-за чего ценообразование и экономические отношения сильно искривлялись. Сейчас Боливар двоих не выдержит: льготы отменены, цена газа для промышленности за два последних года стремительно подскочила вдвое — до 120–135 долларов за тысячу кубометров, а это уже недалеко от порога рентабельности многих предприятий базовых отраслей. Причем никто не дал Украине гарантии, что стоимость импортированного газа не будет вновь пересмотрена уже во второй половине этого года. Значит, продолжать практику масштабного перекрестного субсидирования за счет имеющей далеко не лучшую внешнюю конъюнктуру для сбыта продукции промышленности просто невозможно. Откладывать решение о повышении тарифов тоже нельзя из-за сложного финансового положения предприятий энергетики. По расчетам НКРЭ, политика дотирования населения со стороны НАК «Нафтогаз України» приводит к убыткам в 4 млрд гривен в год. Похожая ситуация и в электроэнергетике: по данным НКРЭ, в прошлом году дотации бытовым потребителям составляли около 3,6 млрд гривен, а в этом — сумма может вырасти до 6 млрд. Это означает, что предприятия топливно-энергетического комплекса будут экономить на вложениях в инфраструктуру и геологоразведку, увеличивать расходы на обслуживание кредитов. Энергетики больше не смогут предоставлять услуги всей экономике, в результате тарифы станут очень высокими.
Мифологизация бедности
Главный аргумент противников решения о повышении тарифов — высокий уровень бедности в Украине и неспособность семейных бюджетов выдержать дополнительные затраты на коммунальные услуги. Статистика опровергает это утверждение. Прежде всего доходы населения в последнее время значительно выросли. Только за прошлый год с учетом инфляции они увеличились больше чем на двадцать процентов. Кроме того, только за последний год количество семей, обратившихся за субсидией (для компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг), сократилось вдвое — до 70 тыс. Наконец, доля затрат на жилищно-коммунальные услуги в структуре потребления населения за год уменьшилась с 9,4 до 9%.
Мифом является и то, что украинцы не могут оплачивать потребление газа и электроэнергии по рыночным ценам, поскольку доходы у них ниже, чем в некоторых странах СНГ, не говоря уже о Центральной Европе. Действительно, уровень цен почти на все товары и услуги, а также зарплаты в нашей стране ниже, чем в Европе. Однако необходимо проводить корректное сравнение. Например, если в Польше валовый продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) превышает аналогичный показатель в Украине вдвое, то тарифы на электроэнергию и газ для населения выше в четыре и десять раз соответственно. Похожая диспропорция наблюдается и при сравнении Украины с другими странами (см. таблицу). У нас действительно очень низкие тарифы.
Наконец, низкие цены на самом деле мешают установлению социальной справедливости, о которой постоянно твердят политики. Дотации от государства в виде заниженных тарифов получает и пенсионерка, едва сводящая концы с концами, и успешный бизнесмен. Причем зачастую расход газа и электричества у последнего гораздо выше, а значит, на него государство тратит больше. Большинство энергоносителей — ликвидные транспортабельные товары и услуги, поэтому они должны продаваться по рыночной цене. Намного выгоднее и — с точки зрения социальной справедливости — правильнее продавать газ или электроэнергию населению по реальной цене, или экспортировать энергоносители, а увеличившиеся налоговые сборы с предприятий энергетики направлять на адресную помощь социально незащищенным категориям населения.
Учет потребления газа и электричества налажен лучше всего. В каждой квартире или доме давно есть счетчик электроэнергии, а тарифы на природный газ устанавливаются таким образом, чтобы стимулировать население приобретать и газовые счетчики. В этом случае люди могут быть уверены, что оплачивают только тот объем энергоресурсов, который использовали для своих нужд, а не финансируют бесхозяйственность чиновника коммунального хозяйства, как это происходит при расчете квартплаты, услуг водоканалов и теплокоммунэнерго (см. «Эксперт» №18 от 8 мая 2006 года). Контроль качества таких услуг и создание условий для конкуренции — функция местных властей, а не центральных.
Цены будут расти
Правительство уже объявило, что майское повышение цен — не последнее. В течение оставшихся семи месяцев ожидается еще одно повышение тарифов на газ — от 25 до 100%. По расчетам НКРЭ о себестоимости оказания услуг в этом году, цены на газ и электроэнергию для населения за два года должны вырасти в три раза. Рост тарифов повлечет за собой подорожание других коммунальных услуг, прежде всего воды и тепла. Поэтому повышение стоимости услуг в этом году будет определяющим фактором инфляции, в отличие от прошлых лет, когда инфляция либо импортировалась (через высокие мировые цены), либо стимулировалась ростом доходов населения (внутренним спросом). По расчетам «Эксперта», индекс потребительских цен начнет быстро увеличиваться уже по итогам мая и к концу года достигнет 11,5% (при условии повышения тарифов на газ и электроэнергию на 50%); МЦПИ прогнозирует инфляцию на уровне 12,5%. В пользу повышения тарифов — два фактора. Следующие выборы пройдут лишь в конце 2009-го и политики не будут рьяно защищать интересы избирателей. Кроме того, в мире энергоносители продолжают дорожать и долгое время не реагировать на это в энергозависимой стране невозможно.
Поэтому тарифы к рыночному уровню следует повышать как можно быстрее. Чем дольше продлится процесс их корректировки, тем выше будут инфляционные ожидания населения и тем дольше увеличение потребительских цен будет характеризоваться двузначной цифрой. Такая инфляция считается высокой для консервативных международных инвесторов, которые не вкладывают средства в национальные экономики с нестабильными макроэкономическими показателями. А их масштабные и дешевые ресурсы очень пригодились бы для финансирования перестройки отечественной энергоинфраструктуры.
Повышение тарифов увеличит обороты предприятий энергетики и суммы уплачиваемых ими налогов. Однако повысится и уровень дотаций населению.
Механическая индексация тарифов вряд ли заметно повлияет на структуру экономики. Цены на газ и электроэнергию для населения будут оставаться ниже, чем для промышленности. При этом в развитых странах все наоборот — тарифы для населения выше, чем для других потребителей, в среднем на 20%. Это объясняется эффектом экономии на масштабе: стоимость распределения газа и электроэнергии мелким потребителям (населению) выше, чем крупным (промышленности). Не будет и сокращения энергопотребления со стороны населения. По статистике больше всего электроэнергии потребляют жители самой богатой страны планеты — США: в среднем каждый американец в месяц использует около тысячи киловатт-часов, тогда как каждый украинец — менее 50 кВт•ч. И происходит это не только из-за дешевизны электроэнергии в Соединенных Штатах, поскольку тот же показатель для жителя Германии (где цены далеко не такие низкие) — 500 кВт•ч, что в десять раз больше, чем для украинца. Высокое энергопотребление населением в странах-лидерах вызвано их технической развитостью, а также привычкой жителей к современным технологическим стандартам. В доме среднего европейца или американца гораздо больше бытовой техники, чем у рядового украинца.
Конечно, резервы энергосбережения лежат не в домашних хозяйствах, а в области внедрения энергосберегающих технологий в промышленности и средствах энергопередачи, а также в реформировании системы жилищно-коммунальных предприятий. Однако начинать энергоэффективность надо с малого — с выключения напрасно горящей лампочки, заклеенных окон или закрытой двери в подъезде. Тарифы, соответствующие рыночному уровню, заставят нас лучше считать. А правительству необходимо занять активную позицию, проводить разъяснительную работу и аргументированно объяснять людям прописные истины: что будет, если не изменять тарифы вовсе.
Ильдар Газизуллин*, Андрей Блинов, Еxpert
*Экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).