Мне, гражданину Чехии, удивительно слушать десятилетние нарекания украинцев на систему покупки железнодорожных билетов. У коллеги так наболело, что он излил душу в редакционной колонке (см. «ДЕЛО» №75). Кстати, перед утренним прочтением предыдущего номера газеты я окончил интернет-переписку с Французской железной дорогой (SNCF). Мне надо лететь в Нис (Nice) и оттуда добраться в Безиер (Beziers) на юге Франции. Зашел на интернет-страницу (www.sncf.fr) и задал систему поиска...
В ответ сразу получил несколько предложений по типам поездов (Корал, ТЖВ — Coral, TGV), возможных скидок и окончательную цену. Выбрал подходящий вариант. Компьютер меня спросил, как буду оплачивать, хочу ли бесплатную доставку билета на квартиру или сам возьму его в кассе любой станции. Несколько минут раздумий. Подумал, зачем буду мучиться с доставкой в Киев, зная, как здесь иногда трудно найти людей из-за зашифрованности адресов, и пожелал взять билетик, когда прилечу во Францию. Одновременно компьютер меня спросил, хочу ли я забронировать гостиницу (сразу предлагается несколько вариантов), взять автомашину на прокат и т.д. Через несколько минут мне пришло подтверждение заказа. Даже поблагодарили меня за то, что я к ним обратился.
На все про все у меня ушло тридцать минут времени. И то только потому, что колебался в ответах, в частности, каким поездом мне лучше ехать.
Однако это не идет ни в какое сравнение с приобретением билетов в «Укрзализныце». Отстояв очередь, у пассажира нет никаких гарантий, что его внимательно выслушают и дадут нужный билет. Задаюсь вопросом — почему так? Ведь билеты в железнодорожных кассах в Киеве также оформляются на компьютерах. Неужели трудно соединить их с электронной почтой? По-моему, это технически не так сложно, и люди сэкономили бы свое время. Почему тогда министр транспорта не вводит систему, которой пользуются во всем мире? Ответ я вижу только один. Мешает коррупция. В случае внедрения электронной продажи билетов, неизвестно, куда бы делись все эти посредники, посреднички и предприимчивые люди, зарабатывающие деньги на действующей системе?
Впрочем, подобная история отнюдь не единична. Не так давно на демонстрацию вышли киевские таксисты. Их недовольство вызвало намерение властей внедрить в такси таксометры. Во всем мире, даже в Азии и Африке, в такси установлены таксометры, а вот в Украине они вызывают бурю негодования. Те, кто в первую очередь должны быть заинтересованы в их установлении, неистово борются против. Спрашивается — неужели проще сносить обвинения в коррупции и махинациях?
Бороться с нарушениями, с коррупцией — безусловно, нужно. Но в современном веке нужно бороться современными методами. Можно к железнодорожным кассам приставить контролеров. Потом к контролерам еще одних суперконтролеров. Но, в конце концов, никто так и не даст гарантий, что бацилла коррупции не заразит «контролирующее» звено. Не эффективнее ли внедрить технику, которой сложно «сунуть деньги в карман»?
Это касается и госслужбы, государственных и общественных организаций, которые обслуживают граждан. Всего-навсего нужно добиться того, что уже работает в Европе. Речь идет о приеме различных заявлений, изменении места проживания, регистрации машин и даже уплаты налогов. Всеобщая компьютеризация гораздо эффективнее снизит взятки. К примеру, в Чешской республике ввели систему приема «единого окна». Это значит, что гражданин, нуждающийся в справке от разных госорганов, обращается только в одно окошко. К одному чиновнику, который и должен сделать все справки.
Так что проблема в Украине лишь в одном — как от декларативных заявлений по борьбе с коррупцией перейти к реальным действиям. Громкая посадка взяточника — еще не смена системы. Иногда проще и эффективнее карманы чиновникам зашить, чтобы взятки некуда было класть.
Автор: Милан СИРУЧЕК (обозреватель), гзета «ДЕЛО»
http://delo.ua/ru/news/6267.html