Заместитель начальника отдела радиационной безопасности и медицинских проблем аварии на ЧАЭС Министерства здравоохранения Галина Бурлак рассказала «ДЕЛУ» об опасностях чернобыльского туризма....
– Как вы оцениваете существование туризма в зоне отчуждения?
– Дать однозначную оценку нельзя. Да и вообще употреблять такой термин не совсем правильно. Ведь традиционный туризм не предусматривает поездок, связанных с риском для здоровья. В данном случае необходимо четко определять, с какой целью проводится визит. И вообще, посещение регламентируется Законом «О правовом режиме территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы», где говорится о запрете пребывания лиц, которые не имели для этого специальное разрешение.
– Какие категории людей сейчас могут посещать Чернобыль?
– Среди посещений можно выделить первое — поездки с научной целью, второе — связанные непосредственно с работой в зоне и третье — посещение в поминальные дни могил родственников лицами, ранее проживавшими на отчужденной территории.
– Насколько опасны визиты в Чернобыль?
– Само название «зона отчуждения» говорит о том, что ее посещение связано с риском. Посещение зоны производится в установленном порядке, за это отвечает МинЧС, находиться там без сопровождения запрещено. Загрязнение самой зоны неравномерное, для посещения используются островки, наименее подверженные радиационному загрязнению.
– Что входит в компетенцию вашего отдела ?
– Сфера деятельности охватывает множество аспектов, но что касается зоны отчуждения, мы производим контроль влияния загрязнения на здоровье людей, в частности, вахтового персонала, который находится в Чернобыле.
– Туристические фирмы предлагают посещение Чернобыля и этого не скрывают, в частности, предлагаются экстрим-туры.
Мы никаких документов о проведении экскурсий не видели. Речи о несанкционированном посещении быть не может, да его и нет. Там колючая проволока и милиция. Это не зона для туристических прогулок. Насколько нам известно, организовываются поездки иностранных граждан, в частности студентов-экологов. Все проводится в рамках узкого, профессионального ознакомления.
– Должны ли существовать ограничение на посещение?
– С точки зрения медицины ограничений на посещения зоны отчуждения не существует. Если у человека проблемы со здоровьем, это уже вопрос ответственности. Мы ведь не можем устраивать медицинскую комиссию каждому желающему, это уже не компетенция. Всю ответственность за радиационную безопасность находящихся в зоне лиц несет МинЧС.
Автор: Геннадий КОБАЛЬ
Газета «ДЕЛО»