Для населения повышение цен на электроэнергию на 25% с 1 мая явно не лучший шаг со стороны власти. Это не повысит уровень жизни населения, а тот, кто не платил за электроэнергию и коммунальные услуги, потому что не имел достаточно средств, и дальше не будет платить, сколько цены ни повышай. Этот шаг отнюдь не способствует решению проблемы с задолженностью населения за жилищно-коммунальные услуги....
То, что НКРЭ пошла вразрез принятому Верховной Радой закону о моратории на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, свидетельствует только о том, что комиссия имеет веские аргументы, и ее юристы эти моменты учли. Я сейчас не могу сказать, как повышение цены согласуется с юридической точки зрения.
Хотя в целом повышение цены на электроэнергию возможно и с точки зрения жизненного уровня населения и даже, в некоторой степени, понятно. Население если и будет протестовать, то на уровне кухни, таким образом формируя свое отношение к власти, а каких-то массовых акций протеста ожидать не приходится.
Посчитать себестоимость электроэнергии несложно, это может сделать и та же Национальная комиссия, и гидро-, теплоэлектростанции, то есть те объекты, которые производят электроэнергию. Вполне возможно посчитать стоимость электроэнергии. Но, в принципе, именно за Национальной комиссией регулирования электроэнергетики закреплена функция определять и устанавливать стоимость одного киловатт-часа для населения и для промышленности. Конечно, Антимонопольный комитет призван следить за тем, чтобы эта государственная структура не превышала своих полномочий и не устанавливала необоснованные тарифы. Но это уже надо комитет спрашивать, насколько подобное повышение цены правильно. Это очень щепетильная тема, так как затрагивает интересы населения.
К тому же большая ошибка — привязывать повышение тарифов на электроэнергию к реформированию жилищно-коммунальной сферы.
Автор: Алексей ПЛОТНИКОВ, профессор, Институт мировой экономики и международных отношений НАНУ
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»