Директива Еврокомиссии, которая распространяется на строительство газопровода «Северный поток-2», вступила в силу 23 мая
Теперь у государств-членов ЕС есть девять месяцев для реализации директивы.
Директива применяется ко всем газопроводам, которые расположены на территории ЕС, включая трубопроводы, начинающиеся за пределами союза. В случае «Северного потока-2» применение законодательства ЕС должно быть ограничено территориальными водами Германии.
Совет ЕС 15 апреля утвердил обновленную европейскую газовую директиву, распространяющую правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран, не входящих в Евросоюз, в том числе Nord Stream 2 («Северный поток-2»), который должен пройти из России в Германию.
Обновленная директива предусматривает, что части трубопроводов, идущих из третьих стран, проложенные по территории ЕС, включая территориальные воды, должны будут соответствовать требованиям, которые применяются к внутренним трубопроводам ЕС.
Среди главных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, транспортирующих его, доступ к трубе других операторов, прозрачное регулирование тарифов за прокачку.
Это означает, что компания-оператор «Северного потока-2» должна быть независимой от «Газпрома», а 50% его пропускной мощности должны резервироваться для альтернативных поставщиков.
При этом достигнутое при подготовке документа компромиссное решение предполагает, что Германия по-прежнему сможет делать исключения из правил ЕС для «Северного потока-2», однако после проверки и одобрения их Еврокомиссией.
После утверждения директивы принадлежащая российскому «Газпрому» зарегистрированная в Швейцарии проектная компания газопровода «Северный поток-2» Nord Stream 2 сообщила властям Евросоюза о намерениях инициировать спор на основе Договора Энергетической Хартии ЕС из-за внесения изменений в Газовую директиву.
В свою очередь канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Европейская комиссия уже не сможет блокировать строительство газопровода «Северный поток-2».
Меркель признала, что новая газовая директива заключает в себе возможности опротестовать осуществление проекта «Северный поток – 2». Но и эта норма не сможет стать основанием для его остановки.