Пять ответов на пять вопросов, которые помогут понять, что это дает.
В 2010 году вышла книга экономистов Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс "What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption", где авторы рассматривают концепцию экономики совместного потребления (sharing economy). Современному потребителю порой выгоднее и удобнее платить за временное пользование продуктом, чем владение им. Эта идея, по мнению авторов книги, может стать новой социально-экономической моделью, которая революционизирует потребление товаров и услуг.
Что такое совместное потребление?
Совместное потребление — это новый вид потребления, который ставит перед собой задачу решить существующие общемировые проблемы, возникшие из-за возросшего спроса на потребление. Кроме того, это новый способ взаимодействия людей и новая концепция, которая уже доказала свою необходимость во многих сферах жизнедеятельности.
Экономика совместного потребления — это не "экономика подарков", а "экономика обмена". Другими словами, вы платите человеку за пользование его активами или за его услуги, а он, в свою очередь, зарабатывает деньги.
Как возникла экономика совместного потребления?
В развитии sharing economy можно выделить пять основных этапов:
Базовый первый этап (second hand sharing) включал в себя обмен одеждой и книгами в библиотеках.
Второй этап (torrent sharing) предполагал выход в онлайн и обмен фильмами, музыкой и другими файлами.
Третий этап (uber sharing) объединил онлайн и офлайн, и появился обмен офисами, домами и даже транспортом.
Четвертый этап (social sharing), на котором технологическая уберизация трансформируется в социальную. Рушится традиционная лестница материального благополучия "метро — машина — машина с водителем". Утром человек может доехать до офиса на метро, а вечером легко воспользоваться услугой Uber и вернуться домой на комфортном автомобиле.
Пятый этап (conscious sharing), на пороге которого мы сейчас находимся, включает трансформацию сознания. Мы заполнили уровни физической необходимости и безопасности и, перескочив несколько ступенек пирамиды Маслоу, начинаем задавать себе разные вопросы, о которых раньше даже не задумывались — мы чаще задумываемся о смысле жизни, о духовном развитии и т. п.
Как потребительская осознанность может повлиять на бизнес?
Традиционные модели бизнес-отношений B2C, B2B, B2G, G2B, С2С имеют, как правило, поставщика и получателя услуг. Sharing economy может стать базой для появления новой модели "не потребительского" рынка, основанной на принципах, по которым сейчас работают криптовалюты — технологии пиринга (от англ. peering — соседство). Пиринговая технология означает одноранговую или децентрализованную оверлейную компьютерную сеть, основанную на равноправии участников, где могут отсутствовать выделенные серверы, и каждый узел (peer) выполняет функции и клиента, и сервера одновременно.
Работоспособность сети в данном случае сохраняется при любом количестве и любом сочетании доступных узлов. Мы можем наблюдать появление нового вызова для делового мира — построить бизнес peer-to-peer (P2P), где потребитель станет клиентом ("пиром") и создателем. Сегодня на первый план выходит не создание чего-то самому, а формирование условий, при которых будут создавать другие, распространение предпринимательской энергии, вдохновение пользователей на соавторство. То есть создаются условия, при которых все участники системы равны.
Какие проблемы существуют в sharing economy?
Многие считают, что основной проблемой экономики совместного потребления является доверие. Платформы разрабатывают различные способы повышения доверия между пользователями: рейтинги, оценки, верификация, страховка и т. д. Конечно, бизнес P2P, с точки зрения доверия, гораздо сложнее, чем B2C, ведь компания не несет личной ответственности за каждого, кто зарегистрировался на платформе. Поэтому можно ожидать в ближайшее время появления все новых способов идентификации личности и проверки надежности участников платформы.
Каковы перспективы экономики совместного потребления?
В 2014 году объем рынка sharing economy составлял около $14 млрд. По прогнозам специалистов компании PwC, к 2025 году оборот различных сервисов (каршеринг, стриминг музыки и видео, фриланс и краудфандинг, аренда жилья и т. д.) составит $335 млрд. Самый большой рост аналитики ожидают в совместном пользовании транспортом и аренде жилья. Прогнозируется, что рост sharing economy в ближайшие 10 лет составит 35% ежегодно. Это почти в 10 раз быстрее, чем вся экономика ЕС.
delo.ua