На прошлой неделе экспедиторы страны, использующие подвижной состав «Укрзалізниці», были поставлены перед фактом необходимости лицензирования транспортно-экспедиторских услуг. Процедура, как оказалось, не прописана. Возможные потери бюджета — до $60 млн. в первом полугодии.
До начала 2006 г. требований о лицензировании экспедиторской деятельности не наблюдалось.
Первой ласточкой, которая может вылететь с транспортно-экспедиторского рынка, рискует оказаться транспортно-экспедиторская компания «Транзит». По мнению сотрудников линейного управления на Южной железной дороге (копия письма есть в редакции «ЭИ». — Ред.), эта экспедиторская структура обязана лицензировать свою деятельность как перевозчик грузов. Иначе, мол, компания не имеет права оказывать соответствующие услуги. При этом — что любопытно — замминистра транспорта и связи Николай Щербина в письме, направленном в адрес «Транзита», пишет, что Законами Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и «О транспортно-экспедиторской деятельности» лицензирование транспортного экспедитора не предусматривается.
Пока этим вопросом занимается транспортная милиция линейного управления МВД Украины на Южной железной дороге…
Как сообщил «ЭИ» заместитель генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктор Якобчук, «если удастся лицензировать одну экспедиторскую фирму, то тогда на лицензирование пойдет как минимум 220 структур». По его словам, на соответствующие процедуры уйдет около 2-3 месяцев: потому что никто не знает, как это делать. Потери пока что никто не хочет подсчитывать, но, как говорят знающие люди, часть фирм может не дожить до получения заветной бумажки и уйти с рынка. По словам Якова Шейнина, директора пострадавшего «Транзита», в законодательстве не предусмотрено лицензирование транспортно-экспедиторских услуг. Правда, говорит директор, если «соответствующие ведомства» найдут необходимые законодательные акты, то экспедиторы готовы заплатить (стоимость лицензии — около 400 грн., но дело не в деньгах, а во времени. — Авт.). По словам директора, пока совершенно неясно, как эту плату проводить по налоговым документам. Вообще же его структура, как любая аналогичная компания, не имеет на балансе подвижного состава и не вмешивается в хозяйственную деятельность собственно транспортных предприятий.
Остальные опрошенные экспедиторы отвечали на соответствующие вопросы «ЭИ» очень неохотно, ссылаясь на то, что все моменты законодательного регулирования взаимоотношений экспедиторов и транспортников будут разрешены не ранее конца марта. Но источник, близкий к Министерству транспорта, сообщил кое-что интересное. По его словам, на днях между экспедиторами и руководством «УЗ» был подписан промежуточный. Протокол о формировании конкурентоспособной, прозрачной и прогнозируемой тарифной политики «УЗ». В нем, как стало известно «ЭИ», речь шла о том, что «основным принципом «Укрзалізниці» при формировании тарифов на перевозку транзитных грузов по территории Украины в 2006 фрахтовом году является стабильность уровня тарифных ставок для обеспечения долгосрочных контрактов потребителей услуг железных дорог…». Это, по мнению опрошенных экспедиторов, подразумевает неизменность взаимоотношений между перевозчиками, экспедиторами и заказчиками перевозок по крайней мере в первом полугодии 2006.
В пресс-службе «УЗ» удивились тому, что в настоящее время есть какие-то разногласия между экспедиторами и перевозчиками. И попросили предоставить исходящий источник информации…
При этом корреспонденту «ЭИ» посчастливилось стать свидетелем нескольких неофициальных бесед экспедиторов с представителями Минтранссвязи и «УЗ». Все выступали за мирное разрешение всех конфликтов между потребителями и транспортниками… Мол, иначе — если экспедиторы приостановят деятельность, а соответствующие грузы пойдут в обход страны — бюджет может в первом полугодии 2006 г. лишиться более $60 млн. только в виде НДС.
Евгений ТУР, "Экономические известия"