Самыми доходными предприятиями отрасли остаются государственные монополии — ПАО «Укргаздобыча» (УГВ), ПАО «Укртрансгаз» (УТГ) и ПАО «Укртранснефть» (УТН). Все они входят в государственный холдинг НАК «Нефтегаз Украины».
Однако частные компании наголову разбили монополию в продаже газа (трейдинг) — в первой пятерке самых доходных компаний уже нет государства. Подбираются по денежным показателям к государственным лидерам газо- и нефтедобытчики: например, чистый доход «Нефтегаздобычи» (ДТЭК) почти в шесть раз меньше государственной УГВ, однако чистая прибыль — всего в два раза ниже.
Частные компании пока наращивают добычу быстрее, чем государственных: в 2016 году частники добыли около 4,1 млрд куб. м (плюс 5,8%), за 9 месяцев 2017 года — 2,6 млрд куб. м (плюс 1,3%).
При этом положительный рост есть и у государственных «Укргаздобыча» и ПАО «Черноморнефтегаз».
УГВ увеличило добычу газа на 3,7%, до 11,268 млрд куб. м. Прирост составил 400 млн куб. м, тогда как за весь 2016 г. — 74 млн куб. м. Росту добычи помогает применение технологий интенсификации: гидроразрыв пласта (ГРП), капитальный ремонт скважин (задействование колтюбинга). По оценкам «Укргаздобыча», 100 операций ГРП на их фонде скважин с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года увеличили добычу газа на 500 млн куб. м.
«Черноморнефтегаз» вернулся в когорту газодобытчиков, поскольку в 2017 году взял под контроль добычу на Геническом месторождении и к октябрю добыл 6,7 млн куб. м газа.
А вот полугосударственное ПАО «Укрнефть» продолжает снижать добычу: в 2016 году добыто 1,29 млрд куб. м газа (минус 13,7%) и 1,44 млн тонн нефти, за 9 месяцев 2017-го — 591 млн куб. м газа (минус 13%) и 1 млн тонн нефти и газового конденсата (минус 9,2%). Конфликт между миноритариями (группа «Приват») и мажоритарным акционером (государственный «Нефтегаз Украины») блокирует любое кардинальное решение судьбы компании, вариант раздела компании между собственниками становится все реальнее.
В целом добыча природного газа в Украине растет, хотя и не быстрыми темпами: в 2016 году она составила 20,1 млрд куб. м (плюс 1% к 2015-му), а за 9 месяцев 2017 г. достигла 14,4 млрд куб. м (плюс 2,3%).
Проблемой оставалась рента: добывающие компании лоббировали снижение ставки с 50% (для госкомпаний), 28% и 14% (для частных компаний) в зависимости от глубины скважины до 12% на все новые скважины с 2017 года. Но в 2016 году депутаты поддержали только возврат ставок ренты на добычу газа до 50% для госкомпаний и ставок ренты на добычу нефти к прежнему уровню — 14% и 21%.
Зато в 2016 году был принят закон о децентрализации ренты: с 2018 года 5% будут оставаться в местных бюджетах регионов присутствия. В облсоветах отсрочку восприняли отрицательно и отказываются согласовывать добывающим компаниям спецразрешения без дополнительных взносов в местные бюджеты. Легендарное противостояние Полтавского облсовета и государственной «Укргаздобыча» еще не приблизилось к завершению: компания уже заручилась поддержкой местных громад, но депутаты облсовета все равно не спешат продлевать ей спецразрешения.
С подготовкой госбюджета-2018 состоялась короткая и успешная битва за снижение ренты на новые газовые скважины. Благодаря предварительной поддержке снижения ренты Кабмином, депутатское предложение прошло вместе остальными правками к Налоговому кодексу. С 2018 года у украинских газовиков есть стимул бурить — ренту снизили до 12% (для скважин глубиной до 5000 м) и до 6% (для скважин глубже 5000 м). Новые ставки закрепили до 2023 года.
Тем временем новый закон о рынке газа позволил создать ликвидный рынок промпотребителей, открыв Украину для прямых поставок международных трейдеров Engie, Trafigura, MET и АОТ. На промышленном рынке работает свыше 300 продавцов газа и 30 импортеров.
Весной 2017 года правительство утвердило формулу цены на газ с привязкой к хабу NCG плюс транспорт (среднее за 12 месяцев). Но эту формулу так и не успели применить: правительство посчитало, что цена на «социальный» газ вырастет на 17,6%, и решило пересмотреть формулу.
Таким образом, очередной отопительный сезон пройдет без деполитизированной привязки к рыночным показателям, а «Нефтегаз» в принудительном порядке остается монопольным поставщиком газа. Учитывая, что в 2018 году компания лишится функции транспортировки и хранения газа (единственный доходный сегмент), есть вероятность возврата к миллиардным дотациям из госбюджета.
oilreview.kiev.ua