Украинские ученые считают, что основные резервы экономии газа скрыты в изношенной коммунальной энергетике. В ближайшее время правительство обещает представить серию проектов по модернизации коммунальной энергетики для всех регионов страны
Кабинет министров обещает провести всеукраинское совещание с представителями органов местного самоуправления, на котором будет предложен план реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Украины. По словам министра строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Павла Качура, одним из главных приоритетов правительства станет реализация энергосберегающей политики в коммунальном хозяйстве. Суть предстоящей модернизации заключается в том, чтобы уменьшить потребление газа котельными. Взамен планируется развивать производства на электроаккумулирующих установках, реконструировать котельные, оснащенные котлами с низким КПД. Запланировано также внедрение комбинированного производства электро- и тепловой энергии — эта технология называется когенерацией. Павел Качур сослался на опыт введения на коммунальных теплоснабжающих предприятиях Ивано-Франковска и Хмельницкого когенерационных установок мощностью 1 МВт и 2,4 МВт, которые позволили сэкономить 1,1 млрд гривен в течение 2005 года. Стимулирование эффективного использования ресурсов теплоснабжающими предприятиями позволит до конца текущего года снизить потребление газа не менее чем на 10%, утверждает министр. Выбор коммунального хозяйства для первоочередного внедрения новых технологий эффективного использования энергоресурсов не случаен. Эта сфера расходует почти половину газа, потребляемого Украиной.
Украинские ученые давно предлагали властям обратить внимание на этот энергозатратный сектор экономики, тщетно пытаясь убедить в целесообразности перехода на когенерационные технологии, которые давно используются ведущими странами мира для производства тепла и электроэнергии, но мало известны в нашей стране. На переоборудование котельных понадобится не один десяток миллиардов гривен. Известно также, что на внедрение энергосберегающих технологий в бюджете на 2006 год предусмотрено порядка 400 млн гривен. Поэтому ожидается, что основные финансовые вливания сделают инвесторы и кредиторы, для привлечения которых правительство обещает создать льготные условия работы. О том, куда в первую очередь следует направлять инвестиции, «Эксперту» рассказал директор Института технической теплофизики, академик Анатолий Долинский. — Что может предложить научный мир для чрезвычайно неэффективной экономики Украины в области энергосбережения? — Национальная академия наук подала в Кабинет министров перечень всех имеющихся у нас энергосберегающих технологий. В этом перечне — 38 технологий по производству тепла и его использованию в промышленности.
Однако главный вопрос не в том, чтобы ввести энергосберегающие технологии. В первую очередь следует отобрать те из них, которые быстро окупаются — в течение трех лет. Необходимо также выбрать ту сферу для внедрения, которая бы дала весомый результат. На наш взгляд, такой результат может дать только комплексная модернизация коммунальной энергетики страны. Часто делают ошибку, когда замыкаются на коммунальном хозяйстве. Ведь коммунальная энергетика охватывает учреждения многих министерств, которые отапливаются сами по себе, а также военные предприятия. Под коммунальным хозяйством следует понимать производство тепла для населения, бюджетных и промышленных предприятий. На эти цели уходит около 40–45% всего газа, который используется в стране. Поэтому очень важно, чтобы сегодня в числе важнейших приоритетов была модернизация коммунальной энергетики — основного резерва экономии газа.
Бывший глава Госкомэнергосбережения Михаил Ковалко рассчитал, что при отоплении теряется более 50% тепла. Потери тепла происходят в процессе его производства в самом котле, при транспортировке по теплотрассам, в теплопунктах и жилых домах. Однако чтобы провести теплоизоляцию домов согласно международным стандартам, нужно стену сделать в два раза толще — до 75–85 см, что окупается лишь за 10–15 лет. Поэтому нужно строить новые дома, на модернизацию старых у нас нет средств. — Как можно оценить эффект от модернизации тепловой энергетики? — Предложенные нами технологии, которые уже прошли обкатку, позволят сберечь 6–7,5 млрд кубометров газа в год. Самый быстрый способ экономии тепла — утилизация выхлопных газов. Наш институт уже установил 90 утилизаторов по всей Украине.
В Министерстве строительства и коммунальной энергетики принята наша программа модернизации коммунальной энергетики. — Пять лет назад ваш институт был инициатором введения в Украине когенерационных технологий. Что изменилось с тех пор? — Когенерация — наиболее безопасный способ получения тепла и электричества. Это общепринятая технология по сокращению расходов газа во всем мире, так как это самый быстрый способ модернизации коммунальной энергетики. На работающем котле в течение одного года надстраивается турбина или газопоршневой двигатель. Газ поступает сначала в турбину или газопоршневой двигатель, где сжигается и используется для производства электроэнергии. Выхлопные газы имеют очень высокую температуру — 450–700 градусов. Они идут уже в котел. Таким образом, турбина работает с очень высокой эффективностью. Газ, пройдя второй круг через котел, выходит с температурой порядка ста градусов, если нет утилизации. Если есть утилизация — шестьдесят градусов. Когенерация становится все более весомым способом не только реорганизации производства тепла, но и производства электроэнергии во всем мире. Я назвал два фактора — утилизация и КПД. Третий фактор — когенерация позволяет решать важную проблему децентрализованного производства тепла и электроэнергии. Известны случаи в американской Калифорнии, Канаде и России, когда внезапный выход из строя какой-то подстанции привел к цепочке перегрузок и разрушению всей энергосети.
В общей сложности по всей Украине насчитывается около 100 тыс. котлов, которые надо менять, из них 30 тыс. — устройства малой мощности, находящиеся в ведении частных хозяйств. И чем быстрее сделаем это, тем больший эффект получим. Когенерация позволяет сразу дать экономию газа до 11%, а в печах — и до 20%. При этом еще можно производить не только тепло, но и электроэнергию. — Способствует ли внедрению когенерации вступивший в силу закон о комбинированном производстве тепла и электроэнергии? — В Украине уже построено около 30 объектов, несмотря на то что на закон о когенерации президент два раза вето накладывал. И сейчас документ вышел в обрезанном виде, не решая самого главного вопроса — как определять тариф на электроэнергию. Вот, к примеру, я — директор тепловой станции, который взял кредит, построил когенерационную надстройку и начал вырабатывать, кроме тепла, еще и электроэнергию. Часть электроэнергии я пустил на собственные нужды, а остальное, раз оно отвечает сертификационной комиссии по качеству — частота, напряжение, — должна принимать единая энергосеть. Сеть готова принимать, но там определены очень хитрые расчеты цены, по которой принимается электроэнергия. Ее принимают не по стандартной для всех цене, а в каждом случае считают индивидуально. Чем ниже себестоимость, тем меньше рынок платит за электроэнергию, то есть ниже действующей стоимости. Это приводит к тому, что предприятию невыгодно, взяв кредит, производя дешевую электроэнергию, скажем, по 9 копеек за 1 кВт.ч, продавать ее за 15 копеек. А соседнее предприятие из этой же сети берет эту же электроэнергию, но уже по 27–30 копеек.
Вопрос в том, по какой цене рынок будет принимать электроэнергию, выработанную за счет когенерации. Однако он остается нерешенным, и внедрение тормозится. — А что мешает внедрению обычных котлов, используемых для промышленного производства тепла? — В Украине котлы производят 30–40 фирм. Также их поставляют со всего мира, причем разные, а значит, со временем понадобятся запасные части. Все зарубежные котлы имеют хороший КПД — порядка 92%, но они примерно в два раза дороже отечественных. Через два-три года они начнут выходить из строя.
Наше правительство доброе — оно дало сертификаты на поставку различным фирмам-производителям этого оборудования. А надо бы поставить на производство наш котел. Украинские машиностроительные заводы просят: дайте нам на производство вот эту конструкцию котла. Однако мы разрабатывали и изготавливали главный образец котла не на государственные деньги, а за счет заказчика — нам платили «Крымэнерго», «Киевэнерго». Поэтому они говорят: мы заплатили вам, и это уже наша конструкция, хотим — дадим, хотим — нет. Это приводит к тому, что «Киевэнерго» задерживает запуск серийного производства, а мы вынуждены разрабатывать новый котел мощностью 0,63 МВт для запуска в производство на одном из заводов Ивано-Франковской области. С «Крымэнерго» проще, они уже сами выпустили несколько десятков котлов. А для Украины нужны десятки тысяч. Мы надеемся, что необходимое количество котлов будет произведено в энергетическом технопарке, созданном на базе нашего института. Уже подготовлена к серийному производству первая партия котлов мощностью 2 МВт, они самые ходовые (потребность — 30 тыс.). — Кто будет участвовать в производстве этой техники? — Несколько лет назад, когда начали вводить новые разработки по модернизации коммунальной энергетики, мы создали консорциум на базе Института технической теплофизики. Но пока до конца не довели его регистрацию, так как вмешался Антимонопольный комитет. — В этот консорциум будут направлены бюджетные средства? — Нет. Мы рассчитываем на деньги инвесторов, мы будем выставлять инвестиционные проекты по модернизации регионов. Кроме того, мы договаривались с министром финансов Пинзеником, что правительство утвердит перечень приоритетных проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет льготных кредитов. — Программа модернизации коммунальной сферы предполагает также введение утилизаторов тепла. Каков их эффект с точки зрения энергосбережения и кто производит утилизаторы? — Согласно стандартам, отработанный газ, дошедший до температуры 160–170 градусов, выбрасывается из котла. Раньше такие стандарты были везде, в том числе и в Европе. Чем они вызваны? Если снижать температуру газа, то в морозы происходит конденсация. А в газе еще содержится много паров воды, и если охлаждать этот воздух, вода конденсируется и начинает течь по стенкам трубы. Ударил большой мороз — все это обмерзает, перекрывает отверстие в дымоходе, что приводит к крупной аварии и выходу из строя всей тепловой сети. Это очень опасно.
Первыми от действующих стандартов отказались в Европе. В Германии запрещено выбрасывать отработанный газ из котла даже при 60 градусах. Для того чтобы не образовывался конденсат, нужно забирать тепло для полезных целей и специально вызывать конденсацию. Конденсат пустить на обработку, использовать теплоохлаждение с 170 до 60 градусов и тепло конденсации 600 ккал/кг. Таким образом, можно сразу повысить коэффициент использования топлива еще на десять процентов. В итоге когенерация дает 10–11% экономии газа. Утилизация — примерно такой же показатель, однако этот процесс более дешевый. Мы уже установили 90 утилизаторов на промышленных и коммунальных котельных, и они работают хорошо. Вот она — живая экономия газа. Поэтому одним из важнейших мероприятий мы считаем использование утилизации. Пока существует только один завод, производящий утилизаторы, таких предприятий должно быть намного больше. В процессе утилизации мы получаем десять процентов экономии тепла (на печах обжиговых, керамических — до 25%). — В последнее время в коммунальном секторе было много аварий. Почему не удалось их избежать? — В коммунальной энергетике используются приборы старого образца, которые раньше поставлялись из России.
У нас своего производства не было. Старых котлов по Украине немало, ведь они работают на газе. Оператор чуть-чуть зазевался, потухла горелка. Он зажигает ее — гарантированно произойдет взрыв. Случаются взрывы, когда котел выбрасывает, он взлетает на высоту 20 метров и падает на соседнее здание. Такое происходит каждый год. Существуют жесткие правила при затухании горелки — включить вентиль дымососа и продуть чистым воздухом, выбросить газ и только после того, как котел и все трубы будут свободны от газа, зажечь горелку. Но это должен делать не оператор, а автоматика. Такая автоматика разработана у нас в институте для котлов мощностью от 0,5 до 3,5 МВт. Сейчас мы разрабатываем более мощные приборы. Системы автоматики надо менять. Они управляют процессом горения, гарантируют безопасность и дают экономию газа. Мы используем процесс частотного регулирования подачи дутьевого воздуха. Сама автоматика может управлять этим процессом, подавать больше или меньше, в зависимости от отбора, режима и т. д. Автоматика и современные приборы позволят увеличить экономию газа на пять процентов. Необходимо обновить автоматические системы на всех котлах, кроме тех, что поставляются из-за рубежа. — Какие институты будут привлечены к модернизации коммунальной энергетики? — Мы привлекаем шесть энергетических институтов. Необходимо разработать новые технологии энергосбережения. Сегодня существует большая потребность в тепловых насосах. Тепловые насосы — это завтрашний день коммунальной энергетики. Есть официальное сообщение Международной энергетической комиссии, что где-то к 2020 году 70% тепла коммунальной энергетики в этой сфере будет поступать через тепловые насосы.
Инф. Эксперт.UA