Довольно редкой, но единственно патогномоничной находкой при СКВ являются гематоксилиновые тельца — отражение ядерной патологии, одного из существенных патогенетических механизмов заболевания. Впервые они были описаны Gross в 1932 г. в миокарде больных СКВ как глыбки веретенообразной формы, окрашиваемые гематоксилином. В почках гематоксилиновые тельца впервые описаны Ginzler и Fox в 1940 г. Размер гематоксилиновых телец примерно соответствует размеру клетки или клеточного ядра. Обычно они круглой или овальной формы, при окраске гематоксилин-эозином пурпурно-синего или розово-синего цвета, имеют аморфный вид, без частичек хроматина, их плотность несколько меньше, чем окружающих ядер. Они Фёльген-положительны, окраска исчезает при обработке трихлоруксусной кислотой, что говорит о высоком содержании ДНК.
Гематоксилиновые тельца могут располагаться в очагах фибриноидного некроза (в том числе в стенке сосудов, что мы наблюдали в одном случае), а также в просвете капилляров или капсулы. Klemperer, Gueft и Laufer считают, что нахождение хотя бы двух гематоксилиновых телец подтверждает диагноз СКВ.
Следует отметить, что в последние годы в связи с применением массивной стероидной терапии при изучении биопсийного материала гема-токсилиновые тельца стали встречаться значительно реже. Если в 1950 г. Klemperer и соавторы нашли гематоксилиновые тельца в 27 из 34 секционных случаев, то Muehrcke и соавторы в 1957 г. наблюдали их лишь в 8 из 29 аутопсий и в 4 из 40 биопсий, a Comerford и Cohen (1967) — в 2 из 14 биопсий. В наших наблюдениях гематоксилиновые тельца удалось обнаружить лишь в 4 из 54 секционных случаев и в 4 из 55 биопсий.
Значительно чаще в очагах фибриноидного некроза отмечается ка-риорексис — мелкие, вплоть до пылевидных осколки Фёльген-положительного ядерного материала.