В клинической симптоматике узелкового периартериита ведущее место занимает патология почек.
Впервые Kussmaul и Маіег в 1866 г. описали своеобразное заболевание артерий (periarteriitis nodosa), протекающее с брайтовой болезнью и быстро прогрессирующим мышечным параличом. При морфологическом исследовании почек ими обнаружены аневризмы сосудов и инфаркты, микроскопически — диффузный гломерулонефрит и тяжелый артериит.
В России описание 2 первых случаев узелкового периартериита, симулировавших геморрагическую пурпуру, принадлежит А. П. Ланговому (1883), работавшему в клинике проф. А. А. Остроумова. Автор обратил внимание на выраженность патологоанатомических изменений почек при скудной клинической симптоматике..
Частота поражения почек, по данным ряда авторов, приближается к 80—90%
В этиологии узелкового периартериита большую роль отводят реакции сенсибилизации на чужеродные агенты. Известно, что болезнь может начаться после введения сывороток, приема лекарств (сульфаниламиды, антибиотики, аминазин, препараты йода, тиоурацил и др.). Нередко встречается сочетание узелкового периартериита с такими заболеваниями, как крапивница, отек Квинке, бронхиальная астма.
В последние годы в патогенезе узелкового периартериита, как и других коллагеновых заболеваний, доминирующее значение придают аутоиммунным процессам. Доказательством считают обнаружение у больных узелковым периартериитом противососудистых антител и возможности получения в эксперименте системного васкулита после введения животным сыворотки больных. Подкрепляется это и результатами иммунофлюоресцентных методов, благодаря которым удается обнаружить у-глобулин в артериях, периваскулярной ткани почек и на базальной мембране клубочков.