Ферментные теории иммунитета не находятся, таким образом, в противоречии с физикой коллоидов. Они могут быть вполне согласованы и с отсутствием прямых количественных отношений между антигенами и иммунтелами.
Если вдуматься внимательно в аналогию между токсинами и ферментами, то можно не без основания приписать антитоксинам характер антиферментов. Рецепторы II и III порядка находят себе достаточно аналогий среди ферментов коагулирующих и растворяющих. В частности, взаимоотношения амбоцептора и комплемента легко представить себе в виде взаимодействия фермента и его киназы или, что нам кажется более вероятным, последовательного действия двух, а может быть, и большего числа различных ферментов. Не вдаваясь в дальнейшие подробности, укажем, что столь различные в своих исходных пунктах гуморальная и целлюлярная теории иммунитета сливаются в признании, что сущность явлений иммунитета заключается в процессах парентерального внутри- и внеклеточного пищеварения.
Согласно с этим иммунтела являются ферментами клеток. Принимая во внимание химическую природу объектов их действия, мы не можем не признать, что ферменты эти должны быть двоякого рода: протеолитические и липолитические.
Изучению роли липаз в явлениях иммунитета, к сожалению, пока уделялось слишком мало внимания. В пользу липолитической природы некоторых противотел можно уже привести немало данных. Укажу в качестве примера, что фагоцитированные лейкоцитами туберкулезные бациллы прежде всего утрачивают свою кислотоупорность, очевидно вследствие растворения ферментами лейкоцитов липоидных веществ оболочки, и не дают окраски по Цилю, хотя могут быть еще обнаружены внутри фагоцитов окраской по Граму. Изменения оболочки бактерий, лежащие в основе агглютинации, не могут не касаться ее липоидов.