Судьба влитой крови при соблюдении всех мер, обеспечивающих индивидуальную совместимость крови донора и крови реципиента, не одинакова в отношении се составных элементов. Прочно установленное наблюдение, что эритроциты перелитой крови сохраняются в организме реципиента в течение нескольких недель, тогда как средняя продолжительность жизни эритроцита здорового человека определяется в 1—2 месяца, внушает мысль, что такова же судьба ее форменных элементов и составных частей кровяной плазмы, что при переливании крови мы имеем вполне приживление пересаживаемой «кровяной ткани». Однако уже теперь, при всей недостаточности исследования в этой области, эта оптимистическая гипотеза должна быть подвергнута сомнению.
Явления замещения дефекта, явления субституции несомненно налицо при переливании индивидуально совместимой крови. Однако в большинстве случаев в ближайшие часы и дни после переливания крови в организме получателя происходит реакция на влитую кровь, свидетельствующая не об одном только субституирующем влиянии последней. Сходство некоторых симптомов этой реакции (о ней будет сказано ниже) с явлениями, наблюдающимися при впрыскивании в организм чужеродных белков и обусловленными разрушением последних, заставляет думать, что почти при каждом переливании крови белковые вещества кровяной плазмы донора подвергаются хотя бы частичному разрушению.
В опытах Н. Б. Медведевой на собаках и кроликах обнаружено, что под влиянием изотрансфузии, т. е. переливания крови от животного того же вида, количество белковых веществ в кровяной плазме получателя временно уменьшается, а количество продуктов белкового распада, так называемого остаточного азота крови, временно увеличивается уже на следующий день после переливания крови.