Общность их патогенеза заключается в нарушении иннервации сосудов ограниченных областей (сосудистые кризы). Нарушение сосудистой иннервации является одной из причин и так называемых трофических отеков. Симптоматология различных форм отеков совершенно не входит в программу этой статьи. Излагая проблему отека исключительно в отношении его патогенеза, мы поэтому можем ограничиться здесь вопросом: существование особых отеков несомненно нервного происхождения заставляет ли признать существование и особенного механизма их развития.
Поскольку сущность отека сводится независимо от его этиологии к переходу жидкости из крови в лакунарные пространства, накопляющейся и задерживающейся там, пока не устранена причина, создавшая условия для этого перехода, можно думать, что одно и то же явление образуется, хотя бы под влиянием и различных причин, путем одного и того же механизма. Роль нарушения нормальных отношений между механическим давлением крови в капиллярах и осмотическим давлением белков кровяной плазмы, конечно, нужно напомнить, в первую очередь, особенно при возникновении вопроса о происхождении ангионевротических отеков. Трактовка же самого понятия ангионевроза увела бы нас слишком далеко от основной темы.
Отеки токсического происхождения — понятие в достаточной мере неопределенное. Без всякого сомнения, сюда могут быть отнесены многие отеки ангионевротические. К этой же категории относятся отеки инфекционного происхождения, отеки, развивающиеся при отравлении некоторыми ядами. Неоднократно обсуждался вопрос, не являются ли отеки, развивающиеся при сердечных и почечных заболеваниях, также отеками токсического, правильнее — аутоинтоксикационного происхождения.