Сомнения, выдвигаемые критикой, относятся главным образом к вопросу: может ли образование и накопление угольной кислоты и других кислот в живых тканях достигать достаточных степеней, чтобы вызвать это кислотное набухание?
Рассмотрим этот вопрос применительно к всасыванию из брюшной полости. В свете теории Фишера приведенному мною опыту на мертвом животном можно искать объяснение в изменении адсорбции тканевыми коллоидами под влиянием физико-химических изменений в тканях вследствие прекращения кровообращения. Посмертный ацидоз тканей, вызывающий повышение способности их коллоидов к набуханию, вполне удовлетворительно объясняет быстрое исчезновение из брюшной полости гипертонического раствора, происходящее вопреки законам несвободной диффузии. В опытах Фишера мертвые ткани с еще большей быстротой поглощали весьма значительные количества жидкости. Так, легкое весом 500 г может поглотить в один-два часа до 3 л 1/6-мол. раствора хлористого натрия. При этом поверхность плевры начинает увлажняться, с нижнего края легкого начинают падать капли жидкости, начинается образование, секреция «плеврального экссудата». В течение часа его можно собрать несколько сот кубических сантиметров.
Один из выводов из этого интересного опыта, на который я хотел бы обратить внимание читателя: при анализе физиологического явления не следует пытаться втиснуть его во что бы то ни стало в рамки уже известных физико-химических явлений. Ограничить понимание процесса приведенной выше схемой Гамбургера оказалось невозможно. Однако при применении новых научных данных, достаточных для его объяснения, биологическое явление естественно переходит в область физической химии и становится более доступным рациональному, научному объяснению.