Очерк современного состояния вопроса о сущности и типах нормальной конституции человека показал, что при всей теоретической и практической важности этого вопроса мы пока должны воздерживаться от установления каких бы то ни было законченных конституциональных формул и ограничиться лишь уверенностью, что мы стоим на правильном пути в стремлениях синтетической трактовки индивидуальных особенностей человеческого организма. Еще менее определенно обстоит дело с конституциями патологическими. Прежде всего — сколько их? Возможны ли обобщения? Нельзя ли установить основные типы патологических конституций, как это сделано по отношению к конституциям нормальным? При изучении типов нормальной конституции не раз отмечалось, что большинство патологов признает в каждом типе нормальной конституции уклон к тем или иным характерным для нее патологическим состояниям. Приведенный выше анализ типов нормальной астенической и висцеральной конституций вполне согласуется с этим наблюдением. Можно вполне законно сомневаться, существует ли вообще нормальная конституция, не является ли она чистейшей абстракцией, поскольку невозможно идеальное гармоническое состояние здоровья организма.
Сименс, однако же, совершенно прав, когда указывает на необходимость оставлять на долю предрасположения лишь то, что остается за вычетом влияний факторов среды жизни — за вычетом влияния экспозиции.
Экспериментальная патология со времен Пастера может привести большое количество примеров, когда, меняя условия среды жизни, путем простуды, нарушения питания, удается преодолеть даже абсолютный в естественных условиях иммунитет, т. е. вызвать заражение микробом животного того вида, который в обычных условиях своей жизни никогда не болеет соответствующей инфекцией.