Удачную, хотя тоже несколько перегруженную деталями, схему конституционального исследования детского организма дает проф. Маслов в своем «Образце заглавного листа истории болезни». В основу классификации он кладет схему Сиго и ряд антропометрических данных. Однако и эта схема сохраняет все недостатки эмпирико-клинического исследования.
Нельзя не упомянуть, наконец, говоря о методах антропометрического изучения конституций, о многочисленных и разнообразных индексах. Об одном из таких индексов (Бругша) уже было упомянуто. Этот индекс, определяющий нормальное отношение окружности груди к росту, как мы видели, до известной степени может служить весьма простым критерием для определения уклонения организма в сторону астенического или висцерального типа конституции.
Нельзя не признать, что многие из этих индексов составлены без достаточных научных оснований и представляют ту же клиническую эмпирику, лишь весьма прозрачно прикрытую математическим выражением. Идеи, на основании которых составляются эти индексы, иногда просто фантастичны. Таковыми представляются мне, например, попытки геометрического построения канонов конституций и споры о том, должна ли масса тела изменяться пропорционально кубу или квадрату роста. Достаточно напомнить, что в детском возрасте рост и вес представляют величины весьма непостоянные и могущие изменяться независимо друг от друга под влиянием различных условий, а вес сохраняет эту изменчивость в зависимости от целого ряда часто отнюдь не конституциональных влияний среды в течение всей жизни организма. Нельзя не согласиться с Матесом, что «измерение и взвешивание уместны только тогда, когда известно, для чего надо мерить и весить, когда объект или явление уже уяснены мысленно».