Температура тела, как всякому хорошо известно, является следствием подвижного равновесия теплообразования и теплоотдачи. Последняя регулируется прежде всего изменениями кровообращения, находящимися под регулирующими влияниями вазомоторных центров. Едва ли возможно, однако, отождествить их с центрами Дрезеля, влияющими на теплопродукцию. Эта невозможность делает невероятным и самое существование обособленного терморегулирующего центра.
Неудачно сравнение с термостатом и во втором его пункте — сравнении осуществления самой регуляции температуры. Организм пользуется для этого при физиологических условиях по преимуществу изменениями теплоотдачи, влиять на изменения которой термостат не имеет возможности. Дрезель же, хотя и говорит одновременно о координированных изменениях теплоотдачи и теплопродукции в организме, сущность действия теплорегулирующего центра видит в его влияниях на подчиненные ему центры обмена. На периферии, в местах образования тепла, эти влияния, по его мнению, осуществляются при посредстве антагонистичных нагревающей симпатической и тормозящей образование тепла и повышающей теплоотдачу охлаждающей парасимпатической систем.
Едва ли нужно дольше останавливаться на этом вопросе. Наша задача была показать, что в новом учении об эндокринно-нервной регуляции функций организма при участии гормонов и специфических центров обмена дело обстоит не более благополучно, чем и в чисто эндокринологических теориях. В частности, по вопросу о тепловых центрах не лишне будет привести здесь слова Франсуа Франка, сказанные более сорока лет назад: «Изменения температуры объясняются самыми разнообразными функциональными расстройствами; при этом, однако, не принимает участия ни возбуждение, ни угнетение действия абсолютно гипотетических температурных центров.