Никому, однако, не придет в голову утверждать, что вода, белки, жиры выполняют в организме одну и ту же биохимическую функцию.
Еще резче ненаучность этих поспешных обобщений сказывается при сопоставлении антагонистов — адреналина и инсулина, одинаково резко усиливающих поглощение сахара изолированным сердцем. В этих влияниях нет никакого или антагонизма, ни синергизма. Адреналин усиливает работу сердца, повышая таким образом его потребность в углеводах как источнике энергии. Инсулин, как это уже было подробно выяснено выше, устраняет избыток утомляющей молочной кислоты и тем способствует одновременно энергии окислительных процессов.
Наконец, один и тот же адреналин, введенный животному за 1,5 часа до изоляции сердца и прибавленный к питательной жидкости, действует в диаметрально противоположном смысле па одну и ту же способность сердечной мышцы. О каких синергических, викариирующих и антагонистических корреляциях эндокринных желез можно говорить, если один и тот же гормон может при различных условиях своего применения быть сам себе антагонистом. Прежде чем строить какие бы то ни было схемы, необходимо возможно точнее определить сферу и механизм влияния любого продукта внутренней секреции.
Изучение в этом направлении физиологического значения инсулина лучшее доказательство такой необходимости. Оно в значительной мере разъяснило не только биохимическое значение внутренней секреции поджелудочной железы, но и химический механизм, лежащий в основе мышечной работы, одновременно приблизив нас еще на одну ступень к пониманию интимных сторон клеточного метаболизма.
Изучение физиологического значения инсулина имело и еще одно принципиально весьма важное и не вполне оцененное значение. Инсулин не является «специфическим» продуктом внутренней секреции поджелудочной железы.