Принципиальное значение изложенных фактов очевидно. Они находятся в явном противоречии с теми данными, на основании которых Эппингер, Фальта и Руэдингер строили свою схему эндокринных корреляций, столь популярную в современной эндокринологии.
Кожа представляет весьма характерные явления микседемы, слизистого отека. Эти явления обусловливаются избыточным накоплением в соединительной ткани кожи мукопротеидов и, на наш взгляд, представляют следствие понижения интенсивности и, я бы сказал, дифференцированное™ обмена веществ в соединительной ткани. В этих явлениях нельзя не видеть доказательства ионно-эндокринных влияний щитовидной железы, на периферические рабочие клетки непосредственно, без участия нервной системы. В конечном счете явления микседемы нельзя не рассматривать как трофические расстройства. В ряде случаев клинической недостаточности щитовидной железы можно наблюдать смену слизистого отека резкой старческой атрофией кожи и подкожной клетчатки, сопровождающейся и другими трофическими расстройствами: выпадение волос, слущивание эпидермиса, неправильный рост и ломкость ногтей и т. д.
Ионно-эндокринные влияния щитовидной железы распространяются не только на соединительную ткань кожи, но и на другие мезенхимные элементы. Отсутствие этих явлений вызывает дегенеративное состояние эпифизарных хрящей (Гофмейстер) и как следствие его — нарушение нормального роста и развития костной ткани. В результате — карликовый рост и повышенная ломкость костей. Весьма интересно, что кости черепа в гораздо меньшей степени подвержены этим дистрофическим изменениям, чем остальной скелет. В этом факте мы имеем еще одно доказательство того значения, которое при развитии эндокринных расстройств имеет состояние периферических органов и тканей.