Отмечу здесь же, что в капсуле органа очень часто удается обнаружить скопления симпатических нервных клеток, образующих настоящие ганглии. Paraganglion suprarenale, таким образом, и генетически, и морфологически, и, как увидим, физиологически — вполне правильное название для органа, образующего мозговое вещество надпочечника.
Паренхима мозгового вещества имеет весьма своеобразный характер как в цитологическом, так и в тинкториальном, resp. микрохимическом, отношении. Подобно корковому, и мозговое вещество надпочечников, согласно мнению большинства исследователей, представляет секреторный орган, железу, продуктом отделительной деятельности которой следует считать вырабатываемые протоплазмой паренхимных элементов
зерна, процесс образования которых впервые детально был описан Хультгрен и Андерсон. Зерна эти характеризуются своей базофильностью, сродством к ядерным краскам и дают характерные реакции с полуторахлористым железом и хромовыми солями («хромофильны», «феохромны»), а также обладают способностью восстанавливать металлы.
Реакция с осмиевой кислотой, под влиянием которой зерна даже на толстых срезах приобретают лишь светлосерый цвет, на наш взгляд, не представляют ничего характерного. Равным образом нужно думать, что черное окрашивание зерен гейденгайновским гаматоксилином скорее объясняется их базофильными свойствами, чем специфическим сродством к железу, так как мы убедились, что обработка раствором железных квасцов не даст такого окрашивания. Вопреки Чиаччио, мы не можем различать хромреакцию, как специфическую для «адреналогена», от специфической, по мнению этого автора, для адреналина реакции Вульпиана с полуторахлористым железом. По-видимому, одни и те же зерна способны давать обе реакции. Мюлон, Чиаччио и др. считают продуцируемые паренхимой мозгового вещества зерна морфологическим субстратом адреналина.