Глей, впрочем, в последнем издании своей книги о внутренних секрециях (1925) не упоминает о шишковидной железе в таблице органов, вырабатывающих гормоны и гармозоны.
Первые экспериментальные данные по физиологии шишковидной железы принадлежат Циону. В его опытах экстракт из эпифиза в малых дозах ускоряет биение сердца, подобно глицерофосфату натрия, а в больших — замедляет и усиливает деятельность сердца, как и глицерино-фосфорнокислый кальций. Бидль замечает, что действие это следует приписать многочисленным конкрементам в шишковидной железе, состоящим главным образом из фосфорнокислой извести. Другие авторы (Хоуэл, Диксон, Галлибуртон) не могли, однако, подтвердить этих данных Циона. Интересно, что, по Отту и Скотту, экстракты из шишковидной железы действуют на систему кровообращения аналогично экстрактам из желтого тела. Так как никем еще не была высказана гипотеза о тождестве функций этих органов, несмотря на сходное действие их экстрактов, то необходимость осторожности при оценке методологического значения изучения свойств экстрактов из органов очевидна.
Анализ дистиреозов, как наилучше изученных форм эндокриний, естественно дает и наиболее убедительные примеры таких влияний. Их проводниками являются симпатическая нервная и ретикулоэндотелиальная системы. В свою очередь, как мы видели, та и другая могут вызвать глубокие нарушения функций в системе эндокринной.
По глубине конституциональных изменений и по частоте встреч с ними в клинической патологии на первом месте среди этих трех важнейших факторов конституции должна быть поставлена физиологическая система активных элементов мезенхимы. Ведь каждый, кто доживает до своего предела старости, неизбежно являет картину склероза и возникающей на его почве гипотрофии.