Украина сделала выбор и развернула колесо своей торговли в сторону ЕС. Но колесо может крутиться лишь в одну сторону. Чего будет стоить это решение аграрному сектору Украины и ее европейских соседей?
Смена вектора движения, естественно, заставит изменить и сам его характер. Теперь чтобы выйти на внешний рынок, предприниматель должен совершить 3 шага: модернизировать производство, получить сертификаты качества и найти партнера в ЕС, согласного импортировать его продукт. Параллельно с этим, власть должна принять пакет изменений в правовой сфере, призванных облегчить судьбу украинского бизнеса и сделать его более прозрачным, а, значит, привлекательным для иностранных инвесторов.
Модернизация и сертификация уже понемногу начали воплощаться в жизнь. Так, из флагманов производителей мяса и мясных продуктов поставлять товар в ЕС на сегодняшний день готовы 3 предприятия агропромхолдинга «Мироновский хлебопродукт» (напоминаем: несмотря на название, холдинг занимается исключительно животноводством, причем объединяет в себе все цепи производства, от выращивания крупного рогатого скота и кормов для него до производства мясных изделий). Остальные производители мяса ждут ветеринарных проверок в ближайшее время. В сфере молочной промышленности, ветинспекцию пока прошли только два крупных предприятия – «Белоцерковский молочный комбинат» и «Милкиленд».
Что касается пшеницы, многие предприятия раньше уже работали с Европой и другими странами, признающими европейские стандарты. Поэтому здесь готовятся сразу ко второму шагу – получению сертификатов. Большое значение будут иметь результаты аудита для сертификации семян зерновых, кукурузы и сорго, который SANKO обещали провести в ближайшее время. Если все пройдет успешно, то зерновые, выращенные в Украине, будут считаться эквивалентными зерну, произведенному в ЕС, а это – прямая путевка на европейские рынки.
В 2013-2014 маркетинговом году Украина побила собственный рекорд, экспортировав 32,4 млн тонн зерна – на 42% больше своего предыдущего рекорда. Но задержаться на столь высокой планке не выйдет. К этому не подталкивают ни рост цен на топливо и удобрения, ни значительная потеря посевных площадей (Крым), ни военные действия, ни, как ни странно, новые партнеры – подготовить всю новую документацию, вчитаться и понять новые законы и найти импортеров за один год предпринимателям будет сложно.
В Одесской области предприниматели смотрят на новые условия работы оптимистично. Да, модернизация требует огромных вложений, но все они обещают вернуться в карман хозяина. «Одесса более чем готова к выходу на рынки ЕС, готова больше, чем любой другой регион! У Одессы с Европой были внешнеэкономические связи и в советские времена, и в царские. Все товары всегда шли через Одессу. По уровню образования, профессиональной подготовке, по менталитету мы готовы больше всех. Наши транспортные компании уже давно работают с Европой, - утверждает Василий Зубков, вице-президент Ассоциации портов Украины «Укрпорт». - Думаю, Одесса справится. Нужно только законодательно упорядочить рынок, в особенности – рынок земли, а то мы за годы независимости сильно ее угробили подсолнечником и рапсом. Варварски обращались с нашим богатством».
Научный сотрудник Центра Экономических исследований Николай Рыженков тоже верит в светлое будущее региона, впрочем, не отрицая, что многие предприятия в результате принятия новых правил игры пойдут ко дну: «Независимо от региона, предприниматели получат массу возможностей для стремительного развития и повышения прибылей. Одновременно с этим им придется задуматься о модернизации производства. Хватит ли Одессе денег на модернизацию? Это зависит не от области, а от личной воли предпринимателей. Это Соглашение – не манна небесная, что вот мы его подписали, и все сразу стало замечательно. Это всего лишь возможность. И выиграют те, кто будет работать». А также те, у кого есть деньги на модернизацию – с кредитами в стране, разрываемой войной, туговато. Флагманы отраслей, безусловно, выживут. А сколько мелких и средних бизнесов перемелет так внезапно развернувшееся колесо украинской экономики? Пожалуй, примерно столько же, сколько Украина продала зерна в свой триумфальный маркетинговый год.
Чтобы иметь возможность реализовывать свои товары на рынке ЕС, предприниматель должен найти торгового партнера из стран ЕС, согласного его продукцию импортировать. Именно этот партнер должен подать заявку на право импорта украинской продукции и получить лицензию в Генеральном Директорате «Аграрные вопросы и развитие сельской местности» Европейской комиссии. Квоты раздаются по принципу «первый пришел – первый получил», то есть в порядке «живой очереди», вне зависимости от страны, претендующей на квоту. Информацию об оставшихся незакрытыми квотах можно посмотреть на официальном сайте информирования.
Благодаря Автономному Торговому Режиму, который принят Украиной и ЕС и продлится с 23 апреля по 1 ноября, на все продукты родом из Украины таможенные сборы либо не распространяются вовсе, либо ставка снижена. Это дает огромные возможности многим аграриям, однако предприниматели соглашением не вполне довольны: очень уж малы квот. Европейские функционеры предлагают продавать свыше квоты, но в таком случае придется оплачивать таможенные пошлины. А они в аграрном секторе ЕС доходят до драконовских 16%.
ЕС, конечно, не будут искать украинцам торговых партнеров, но могут предоставить максимум информации. Для этого существует несколько интернет-платформ:
- Портал для поиска партнера из стран ЕС;
- Доступ к национальным бизнес реестрам стран ЕС;
- Коммерческий вариант Европейского Бизнес Реестра;
- Основной информационный ресурс, содержащий данные обо всех квотах, пошлинах и особенностях, законах торговли с ЕС.
Среди новых законов, напрямую касающихся аграрного бизнеса, множество правил, облегчающих «бумажную» работу предпринимателей. К примеру, Закон №1193. Он предусматривает сокращение количества бумаг, необходимых для получения различных разрешений в сфере промышленности и сельского хозяйства, отменяет требования по нотариальному заверению нескольких документов. Эти изменения приведут к экономии времени предпринимателей, а также к сокращению их затрат на нотариусов. Прочесть об этих и других изменениях можно здесь, конкретно зерна касается пункт №22 Закона.
Большая часть законов направлена на повышение безопасности производства и защиту от подделок, нарушений в производстве. Закон №4179а о безопасности продукции предусматривает полную ответственность производителя за качество и безопасность продукции и описывает принципы организации контроля по системе ХАСП. Эксперты называют этот закон едва ли не наиболее обязательным к принятию из всего пакета. К примеру, Виталий Башинский, заместитель председателя Госветфитослужбы, утверждает, что система контроля ХАСП – самый эффективный путь борьбы с фальсификатом. Эта система позволяет государственным органам контролировать всю цепочку, которую пищевой продукт проходит «от земли до прилавка», а также отзывать уже выпущенный продукт с прилавков, если будут выявлены нарушения при его производстве.
Принятие новых законов должно обеспечить прозрачность бизнеса, что, в свою очередь, привлечет иностранные инвестиции. Менеджер по торговым отношениям Представительства ЕС в Украине Джоселин Гютон утверждает, что инвесторы хотят работать с Украиной, но боятся потерять свои деньги в бюрократических и коррупционных хитросплетениях: «У Украины высокий потенциал, она одна может прокормить всю Европу или даже весь мир, но бизнес здесь беззащитен. Все происходит в тени, инвесторы боятся приводить сюда свой бизнес, свои деньги. Если украинская правовая база бизнеса станет прозрачной и понятной, инвесторы из ЕС и США с удовольствием придут! Поэтому так важно изменение правовой базы, которое сейчас происходит».
Приняв весь пакет документов и ратифицировав Соглашение об Ассоциации, Украина, возможно, приобретет крупного торгового партнера и множество новых инвесторов, но, одновременно с этим, потеряет давнего, проверенного – Россию. Разрыв торговых отношений с Россией поджидает все страны, выбравшие ЕС или поддержавшие Украину во время конфликта. К примеру, с 18 июля действует запрет на ввоз в Россию молдавских плодовоовощных консервов, а с 21 июля – и фруктов. Недавно этот список пополнили сахар, овощи, зерно и спиртные напитки.
Для Молдовы это – состояние, близкое к катастрофе и полному краху экономики. Урожай собран и гниет на складах, ведь всех квот, данных ЕС, не хватит, чтобы полностью покрыть ущерб от разрыва отношений с Россией. А многие аграрии и не могут воспользоваться этими квотами, так как еще не успели получить все необходимые сертификаты качества.
Также 30 июля официально была объявлена приостановка действия соглашения о свободной торговле между Россией и Грузией. С 1 сентября Грузия сможет экспортировать свои товары в Россию только при условии оплаты 20% пошлины.
Нельзя не вспомнить и пресловутые польские яблоки. Польша поплатилась за слишком открытую и ярую поддержку Майдана и новой власти. Теперь польские власти вынуждены начать рекламную компанию, чтобы убедить своих граждан «удвоить потребление» отечественных яблок – иначе тонны фруктов просто пропадут на складах невостребованными, принося миллионные убытки экономике страны.
Во время семинара, прошедшего недавно в Одессе и посвященного проблемам выхода украинских аграриев на европейский рынок, Джоселин Гютон назвал мифом убеждение многих украинцев, что подписание соглашения с ЕС навсегда закроет для Украины российский рынок. «Многие европейские компании экспортируют свою продукцию в Россию, ЕС считается одним из крупнейших торговых партнеров РФ. А значит, Украине не нужно выбирать между двумя рынками! Если ее продукция будет отвечать высоким требованиям ЕС, то ее с удовольствием будут покупать в практически любой стране мира, в том числе, в России. Экономических причин для разрыва торговых отношений между этими странами нет».
Под давлением публики, ему пришлось признать, что кроме экономических причин существуют и геополитические, хоть они и не должны, в теории, ставить палки в колеса бизнесу. Когда же, в качестве печального примера, участники семинара привели случай с польскими яблоками, Джоселин разразился тирадой о приоритетах и целях, которую можно свести к паре фраз: «Нужно выбирать, что вам важнее! Да, Польша потеряла рынок сбыта для яблок, но зато, как одна из стран ЕС, она занимается производством деталей для Мерседесов! Разве это не важнее? Украине нужно выставить четкие приоритеты».
Приоритеты, цели и бизнес-планы – все это, безусловно, нужно разработать. Да и законодательство давно пора реформировать, а принятие правового пакета ЕС – чудесная возможность сделать это правильно и быстро. И Мерседес тоже – красивая, гордая машина, хороший приоритет. Вот только одна мысль не дает покоя украинским предпринимателям во всей этой истории: что же делать производителям яблок?
reporter.com.ua