На текущей неделе в официальной прессе Казахстана опубликовали постановление правительства о временном запрете на экспорт лома черных металлов. Документ датирован 4 декабря, его публикация в "Казахстанской правде" состоялась 11 декабря, в действие он должен вступить через десять дней — с 21 декабря. С этого момента и на протяжении двух месяцев украинские металлурги будут лишены возможности завозить необходимый им стальной лом из Казахстана. На последний сегодня приходятся основные импортные поставки данного вида сырья для украинской черной металлургии.
Ломовая роль
При сравнении показателей внутренней заготовке металлолома в Украине и объемов его импорта соотношения, на первый взгляд, вырисовываются не в пользу зарубежных поставок. По данным Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет), в 2012-м для отечественных метпредприятий внутри страны было заготовлено 4,98 млн тонн лома. По импорту в страну в прошлом году, согласно таможенной статистике, поступило порядка 116 тыс. тонн — чуть свыше 2% от уровня внутренних поставок.
Учитывая эти цифры, на "казахстанский запрет" можно было бы и закрыть глаза, если б не одно важное обстоятельство. В нашей стране в текущем году ощутимо проявился дефицит лома черных металлов. Причин тому несколько, включая запуск новых электросталеплавильных мощностей, использующих этот материал как основное сырье. Сказалась также и политика предприятий всей отрасли, направленная на сдерживание закупочных цен на него внутри страны. По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ), внутренние цены на металлолом сейчас составляют порядка 312 $/тонна, тогда как его импорт осуществляется по 360 $/тонна на условиях DAF (c учетом транспортных затрат зарубежное сырье обходится предприятиям до $380 за тонну).
В "Укрпромвнешэкспертизе" заявляют об отечественном металлоломном дефиците-2013 на уровне 350 тыс. тонн. По оценкам Юрия Добровольского, начальника отдела маркетинга УПЭ, в нынешнем году нехватка может быть перекрыта за счет импорта примерно 250 тыс. тонн собственно лома и до 100 тыс. тонн горячебрикетированного железа (ГБЖ). И при таких раскладках сырьевая роль среднеазиатской республики для украинских металлургов незначительной названа быть не может. По данным ИК Eavex Capital, за десять месяцев 2013-го, в нашу страну из-за рубежа было завезено около 180 тыс. тонн металлолома, и 91% этих поставок пришелся именно на Казахстан.
Постановление казахстанского правительства о запрете на экспорт лома было пролоббировано местными производителями. К этому республиканские власти прямо призывали, скажем, в Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана. В конце ноября — начале декабря здесь, в частности, приводили такие цифры: из страны вывозится более 30% всего собранного металлолома. В прошлом году нехватка этого сырья в Казахстане составила 800 тыс. тонн. "Испытывает дефицит лома и АО "АрселорМиттал Темиртау" (основной производитель стали в республике; входит в глобальную группу Лакшми Миттала — Ред). В запасе у компании лишь 50% лома от необходимого количества", — указывалось в одном из сообщений казахстанской отраслевой ассоциации.
Кому невыгодно
Решая собственные сырьевые проблемы, казахстанские металлурги создают трудности своим украинским коллегам. Добровольский говорит, что основной ввоз лома в нашу страну по импорту приходится на предприятия группы "Метинвест". Не исключено, что комбинаты этой компании вынужденно увеличат долю более дорогого жидкого чугуна в шихте сталеплавильных агрегатов, компенсируя тем самым закрытие казахстанского канала поставок лома.
Для группы Рината Ахметова и Вадима Новинского такой шаг, конечно, не самый приемлемый с точки зрения экономики производства, но вполне допустимый. "Метинвест" — вертикально-интегрированная структура, включающая помимо метзаводов ряд крупнейших производителей железной руды в стране. Куда серьезнее ситуация с остановленным импортом металлолома может повлиять на перспективную деятельность украинских электрометаллургических предприятий — "Интерпайп Стали" Виктора Пинчука и "Донецкстали"-МЗ" Виктора Нусенкиса.
Электросталеплавильный комплекс "Интерпайпа" сейчас набирает производственные обороты; его руководство намеревается 2014 год отработать на полной проектной мощности — 1,32 млн тонн стальной заготовки. И лом здесь применяется в качестве основного технологического сырья. Для указанного годового объема выплавки "Интерпайп Стали" требуется свыше 1,45 млн тонн этого материала. Порядка одного миллиона тонн обеспечивает сырьевое подразделение компании — "Днепропетровский Втормет", еще полмиллиона закупается на стороне. В группе Пинчука прорабатывали планы диверсификации сторонних закупок в том числе и за счет импорта. Последний для предприятия немаловажен и в свете производственных намерений собственника "Интерпайпа", который в октябре 2012-го, в ходе официального пуска комплекса не исключал строительства второй его очереди с доведением годовых мощностей до 2 млн тонн стали.
"Донецксталь"-МЗ" — еще одно предприятие, которое теоретически может пострадать от прекращения импорта казахстанского лома. На заводе подходит к финалу строительство электропечи взамен выведенных весной 2012-го мартенов. Но концепция данной модернизации предполагает несколько вариантов нивелирования сырьевых проблем. Во-первых, сооружаемый агрегат технологически позволяет использовать в шихте электропечи до 35-40% жидкого чугуна, выплавка которого в группе Нусенкиса традиционно представлена на достойном уровне. ("Донецксталь" — не один уже год основной украинский экспортер товарного чугуна). Во-вторых, на территории предприятия должны построить шредерную установку, способную перерабатывать до 700 тыс. тонн так называемого "трудного лома" в виде тех же отслуживших свой срок автомобилей.
Дефицитные выходы
Технологической альтернативой стальному лому считается горячебрикетированное железо. Но существенного увеличения его поставок в Украину — с российского Лебединского ГОКа из группы "Металлоинвест" Алишера Усманова — в УПЭ не прогнозируют. По словам эксперта этой компании, ГБЖ стоит дороже лома; одна его тонна, с расходами на логистику, обходится для наших предприятий от $385. По мнению Добровольского, вследствие казахстанского экспортного запрета наши металлурги могут несколько сократить выплавку стали. (На 2014 год в УПЭ прогнозируют производство сырой стали в Украине на уровне 34,2 млн тонн, по итогам 2013 года — 33,3 млн тонн).
Хотя в долгосрочной перспективе вариант с увеличением доли потребления ГБЖ в черной металлургии страны допускают вполне. О таком способе решения проблем с дефицитом металлолома недавно заявляли, к примеру, в отраслевом объединении "Металлургпром". Правда, акцент делали не на увеличении импорта этого сырья в Украину, а на организации собственного производства горячебрикетированного железа.
Вариант с увеличением закупочных цен на украинский лом — с целью активизации отечественных заготовителей материала — аналитик "Укрпромвнешэкспертизы" допускает. Однако считает его маловероятным. "Рентабельность металлургических предприятий не позволяет существенно повышать закупочные цены на лом. А незначительное их увеличение — допустим, на 5 $/тонна — приводит лишь к снижению ломосбора в Украине. Заготовители в таких ситуациях занимают выжидательную позицию, ожидая дальнейшего роста расценок", — говорит Добровольский.
Аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка полагает, что компенсатором к прекращению поставок казахстанского лома в Украину может быть диверсификация географии его импорта. Подобный сценарий, в самом деле, не раз обсуждался в отрасли. В компании "Керамет", обеспечивающей этим сырьем метпредприятия группы "ИСД" (подконтрольна российскому капиталу), в прошлом году просчитывали варианты с организацией ломосбора в некоторых странах Центральной Европы. Но эти планы были перечеркнуты 5%-ной пошлиной на ввоз металлолома в Украину, которая вступила в действие с начала нынешнего года.
Генеральный директор "Керамета" Владимир Бублей, выступая на октябрьском съезде УАВтормет, заявлял: нельзя считать нормальной ситуацию, при которой пошлина установлена и на импорт, и на экспорт однотипного товара. (В нынешнем году при вывозе лома из Украины применяется таможенная пошлина в 11,6 евро/тонна, в следующем году ее размер будет составлять 10 евро/тонна — Ред). Отменить импортную пошлину по лому черных металлов украинский Кабмин просили еще в феврале нынешнего года. В парламенте даже был зарегистрирован соответствующий законопроект, но к его рассмотрению у депутатов руки пока не дошли...
Опять без экспорта?
Дзвинка считает, что усугубление дефицита стального лома в стране может привести к "переориентированию — добровольному или принудительному — экспортных его поставок из Украины на отечественные меткомбинаты". Добровольский также не исключает этого варианта.
"Метод переориентации" уже вполне апробирован в Украине. Внешние продажи украинского лома в I полугодии-2013 не осуществлялись. На официальном уровне это объяснялось бюрократическими проблемами в размежевании полномочий между Минэкономики и воссозданным Минпромполитики. В неофициальных разговорах операторы металлоломного рынка еще в прошлом году указывали — к проблемам в экспорте, который фактически был заторможен осенью 2012-го, немало приложили руку представители металлургических групп.
Экспорт стального лома из Украины в текущем году стартовал только в июле. До ноября из страны было вывезено, по таможенным данным, около 186 тыс. тонн этого материала — по сути, столько же, сколько и завезено. И если казахстанские власти решат продлить свой "ломовой запрет" на весь 2014-й, не исключено, что переориентация все же будет применена — посредством разнообразных административных преград к продажам лома за рубеж. Приведет ли подобный шаг к исчезновению металлоломного дефицита в стране? Сомнительно. Восьмимесячная пауза в украинском экспорте этого сырья пришлась как раз на период громких заявлений о его нехватке. В то время некоторые металлоломные компании предпочитали приостанавливать деятельность, но не соглашаться на закупочно-ценовую политику комбинатов…
delo.ua