Ирина Гофман занимает пост генерального директора Rambler Media Group чуть больше года. За это время компания успела выйти на IPO в Лондоне, запустить русскоязычную версию ICQ и заработать более $15 млн. Отвечая на вопросы, заданные нашими читателями на сайте "Ко" (www.ko.ru), Ирина рассказывает, почему в России женщинам работается легче, чем на Западе, а повторения краха доткомов можно не опасаться. Интервью взяла Кристина Арделяну.
В июне 2005 года Rambler Media Group продала на Лондонской фондовой бирже 26% своих акций за $40 млн. За полгода капитализация компании выросла более чем на 60% и сегодня составляет около $260 млн. Выручка холдинга в первом полугодии 2005 года увеличилась до $8 млн, что на 91% превосходит прошлогодний показатель. Если учесть, что еще полтора года назад Гофман не имела к интернет-бизнесу никакого отношения и сегодня учится ему прямо "на ходу", то можно предположить, что "счастливая звезда" Rambler Media еще только восходит.
"Ко": В одном из интервью вы упомянули, что долгое время жили в Италии. Не то чтобы это всех удивило, но уж точно заинтриговало. Как вы туда попали и чем там занимались?
- Началось все с ВУЗа. Еще будучи студенткой журфака, я изучала итальянский язык и уже тогда начала работать переводчиком-синхронистом. Да и моя диссертация в аспирантуре была на тему итальянских СМИ - "Современная еженедельная печать Италии. Особенности системы и специфика общественно-политических изданий". Окончив МГУ, я попала в российско-итальянскую компанию, причем практически сразу - на пост гендиректора. Итальянский период жизни, когда я моталась туда-сюда между двумя странами, длился у меня примерно лет пять-шесть.
Кремлева В.: Что вы думаете об особенностях женского стиля управления и существует ли такой стиль вообще?
- Я, пожалуй, не стала бы говорить о каком-то особенном женском стиле управления. Конечно, традиционно считается, что женщине присуща большая эмоциональность, но ведь есть и очень эмоциональные мужчины-руководители. Так что говорить нужно о стиле управления конкретного человека.
Что же касается стереотипов, то с ними и вовсе происходят странные вещи. Я, например, всегда считала, что на Западе к женщинам-управленцам относятся более толерантно, чем в России. Однако на практике выяснилось, что все обстоит с точностью до наоборот. На Западе женщины борются за равноправие, вступают в разные кружки, клубы... В России же я никогда не чувствовала каких-либо препятствий, чинимых окружающими потому, что я женщина. Даже когда была еще совсем неопытным руководителем - только после института. Наоборот! В России партнерами по бизнесу чаще всего выступают мужчины, и к женщинам они относятся галантно.
Я всегда строю отношения, в том числе и деловые, на доверии, поэтому гендерный признак не играет для меня никакой роли. Разумеется, мужчинам проще вести переговоры с мужчинами, потому что при общении с женщиной у них порой включается "джентльменство". Не "завалить" встречу в этом случае помогает только взаимное желание сделать ее продуктивной.
Наталья Федянцева: Какая отечественная или зарубежная медиакомпания является для вас "ролевой моделью"?
- Мне кажется, что сейчас на рынке нет ни одной компании, которую можно было бы рассматривать в качестве нашей единственной или абсолютной ролевой модели. Rambler Media является медийной компанией, которая начала свое развитие из Интернета. "Западники" же проделали обратный путь - они пришли в онлайн из традиционных медиа. Причем далеко не все из них обрадовались, когда, наконец, поняли, куда они так стремились. Ведь мало просто захотеть стать онлайновой компанией. Это желание должно быть подкреплено соответствующей структурной перестройкой. Так что мы в этом плане известных "аналогов", наверное, не имеем.
Однако если говорить о компаниях, которые могут выступать нашими ролевыми моделями в отдельных сферах, то я бы назвала Yahoo! и News Corp. Yahoo! - это вообще новый тип медийного бизнеса. Когда ее сравнивают с Google, то часто говорят, что первая - это полноценный медиахолдинг, а вторая - поисковая машина. То же самое можно сказать и о Rambler: мы не поисковик, мы - медиакомпания.
Евгений: А кто является "ролевой моделью" лично для вас?
- Какого-то одного человека назвать трудно. На разных жизненных этапах это были разные люди. Однозначно я могу назвать Джека Уэлша (General Electric) и Руперта Мердока (News Corp). И еще Яна Стенбека - основателя компании Modern Times Group, в которой я работала до того, как пришла в Rambler Media.
Из женщин-лидеров я бы, пожалуй, выделила Мег Уитман из eBay. Она пришла в компанию уже после ее создания, причем из совершенно другой индустрии - из фирмы, которая занимается производством игрушек (Hasbro's Playskool). Спустя какое-то время, когда у нее спросили, в чем кроется секрет успеха eBay, она произнесла замечательную фразу: "Если бы мы каждый раз знали, на что идем, то, наверное, никогда и ничего бы не сделали".
"Ко": Вы игрок по жизни?
- Скорее да, чем нет. Но я игрок разумный. Считаю, что надо всегда трезво оценивать потенциальные риски и свои возможности. Однако без определенной доли риска добиться настоящих прорывов невозможно.
"Ко": Онлайновый бизнес по определению интернационален. Не мешают ли Rambler ее российские корни?
- Rambler Media ориентирована на русскоязычную аудиторию во всем мире. Мы поставляем информационный и развлекательный контент через различные медиаканалы всем, кто говорит и понимает по-русски. Обидно то, что на сегодняшний день проникновение Интернета в нашей стране составляет всего лишь около 20%, что сильно сужает нашу потенциальную аудиторию. И пока эта ситуация не изменится, в России смешно даже думать о том, чтобы сопоставить Интернет и телевидение хоть в плане численности аудитории, хоть в плане привлекаемых рекламных бюджетов. В то же время в США, например, онлайновые СМИ уже напрямую конкурируют с телевизионными, а рекламные бюджеты все активнее перетекают из "голубого экрана" в Интернет. Другая российская проблема - недостаточная развитость широкополосных сетей. Понятно ведь, что при помощи древнего dial-up-соединения посмотреть в онлайне кино или послушать радиотрансляцию невозможно в принципе.
Впрочем, на сложившееся положение вещей можно посмотреть и с другой стороны: все эти проблемы есть не что иное, как огромные возможности у Rambler Media для развития на отечественном рынке. Большинство всемирно признанных маркетинговых гуру как один говорят о том, насколько важно уметь видеть за каждой проблемой открывающиеся с ее помощью перспективы.
"Ко": У "Яндекса" уже давно есть свои "электронные деньги". Пользоваться ими пока умеют немногие, и для большинства людей они в диковинку, но популяризация этого финансового инструмента идет высокими темпами. Не боитесь безнадежно отстать?
- У нас уже есть своя система электронных платежей и биллинга, и сейчас мы активно работаем над ее интеграцией в сервисы портала Rambler. Никаких проблем с созданием собственной платежной системы нет - был бы эффективный способ ее использования. Дело в том, что сейчас все существующие в Интернете платежные системы подходят для оплаты лишь немногих категорий товаров.
Существует, кстати, и другой продвигаемый нами механизм оплаты услуг - "Премиум SMS". Он очень прост: пользователь отправляет на специально выделенный короткий номер текстовое сообщение, после чего с его телефонного счета списывается сумма, необходимая для оплаты той или иной услуги. Сегодня оборот подобных платежных систем в России больше оборота тех же WebMoney или MoneyMail.
"Ко": А не было идеи объединиться с другими интернет-компаниями для проведения масштабной PR-акции по "раскрутке" систем электронных платежей? Думается, что в одиночку никто с такой задачей не справится
- Конечно, этим можно и нужно заниматься. Но надо понимать, что одной акцией здесь не обойтись. Подумайте, какая часть населения нашей необъятной страны привыкла хранить деньги в чулке, а какая - на банковском счете. Соотношение, мягко говоря, не в пользу вторых. И сколько бы PR-акций банки ни проводили, все равно большинство наших соотечественников будут хранить деньги дома. Здесь речь уже идет об изменении национального менталитета, а это весьма продолжительный процесс. Для того чтобы повлиять на стиль мышления людей, потребуются совместные усилия всех медиа и, повторюсь, время. Rambler, например, вносит свой посильный вклад в популяризацию электронных платежей тем, что предоставляет своим пользователям максимально широкий спектр товаров и услуг, которые удобно оплачивать электронными деньгами.
"Ко": После удачного привлечения средств на Лондонской фондовой бирже вашей первой покупкой стали акции компании Loclear, владеющей петербургским телеканалом "Национальная вещательная сеть" (NBN). С чем связан этот выбор?
- Мы с самого начала планировали потратить деньги, полученные от IPO, как на Интернет, так и на телевидение и мобильный контент. И то, что первой покупкой стал телеканал, не значит, будто мы приняли для себя стратегическое решение направлять деньги исключительно в телевизионную часть медиагруппы. Еще до IPO мы вели переговоры о возможных приобретениях с несколькими компаниями, но пока у нас не появились деньги, мы не могли инициировать закрытия сделок. Так получилось, что после IPO наиболее готовым к покупке оказался питерский канал NBN. Но поскольку корни Rambler'а находятся в интернет-отрасли, скорее всего, наиболее крупные покупки мы совершим именно в ней.
Сергей Федоров: Насколько я знаю, капитализация Rambler Media превосходит оборот компании за прошлый год чуть ли не в 15 раз. Наверное, ни в одной другой отрасли нет столь высокого коэффициента отношения рыночной стоимости компании к ее обороту, как в Интернете. Не грозит ли нам новый доткомовский пузырь?
- Давайте с вами еще раз вспомним историю кризиса доткомов. В той или иной степени тогда пострадали все интернет-компании. Однако крупные, такие как Yahoo!, Amazon и eBay, хоть и понесли убытки, но все-таки смогли пережить свалившееся на них испытание. То есть лидеры, у которых была жизнеспособная бизнес-модель, вышли из кризиса закаленными и успешно развиваются по сей день.
Что касается рыночной стоимости Rambler Media, то она просто показывает, как нас оценивает рынок. И я не считаю, что это оценка завышена: у нас есть потенциал, мы крепко удерживаем свою нишу и знаем способ монетизации нашей аудитории.
Герман Абаев: Ирина, как вы считаете, будет ли в России коммерчески интересным проект интерактивного телевидения?
- У нас уже есть несколько проектов, связанных с интерактивным телевидением, которые дают возможность пользователям Интернета принимать участие в создании телепрограмм. Это "Rambler на диване" и Rambler-Vision. Первый предлагает посетителям портала Rambler прямые онлайновые видеотрансляции, во время которых известные музыканты, артисты, писатели, художники, бизнесмены и общественные деятели отвечают на их вопросы. Проект работает в еженедельном режиме. При помощи Rambler-Vision пользователь может разместить у нас на сервере видеоролик, снятый своей камерой, даже если это камера мобильного телефона. На нашем телеканале вечером идет передача, которая основывается исключительно на этих пользовательских материалах. В рамках данного проекта пользователи обсуждают показанные ролики, выставляют им оценки и голосуют за лучший. Причем голосование происходит с помощью SMS, то есть проект уже частично коммерческий.
"Ко": Поговорка "сапожник без сапог" много раз доказывала свою точность. Вот вы сами - активный пользователь Интернета и высоких технологий?
- Разумеется, я активно использую Интернет, но я не тот человек, который сидит в чатах по ночам. Хотя если я понимаю, что не могу выйти в онлайн, когда мне это нужно, то чувствую себя не очень комфортно. Пожалуй, это уже легкая форма зависимости.
Повседневным воплощением высоких технологий для меня является мобильный телефон. С его помощью я получаю выход в Интернет, могу отправить SMS, MMS или воспользоваться электронным органайзером.
Скляревский Е.: Как вы относитесь к появлению комбинированных поисковиков, наподобие http://xrambler.ru, с помощью которых можно вести поиск в нескольких системах одновременно? Ведь, откровенно говоря, они занимаются паразитической деятельностью, отбирая у вас часть аудитории
- Такая "деятельность" в английском языке называется type-squatting и представляет собой разновидность "киберсквоттерства". Человек столбит за собой искаженное написание уже раскрученного доменного имени в надежде на то, что пользователь при наборе адреса случайно ошибется и попадет на эту страницу. В нашем случае это мог бы быть, например, сайт ramlber.ru. Различные формы паразитизма существуют в любом бизнесе. С одной стороны, ничего хорошего в этом нет, а с другой - это свидетельствует о твоей популярности: плохому не подражают.
"Ко": Капитализация Google приближается к $100 млрд, в то время как стоимость ее ближайшего конкурента Yahoo! почти в два раза ниже. Чем обусловлен успех Google: мощным поисковым механизмом или какими-то дополнительными сервисами?
- Смотря о каком этапе жизненного цикла компании мы говорим. Действительно, Google изначально предложил пользователям такое качество поиска в Сети, какое им не мог дать никто другой. Именно концентрация руководства Google на достаточно узкой поисковой нише и привлекла людей. Компания намеренно ушла от "портальности", когда под "одной крышей" собирается большое количество разноплановых сервисов. Плюс ко всему создатели Google удачно выбрали время: их компания появилась именно в тот момент, когда у пользователей Интернета основная потребность заключалась в поиске. Сейчас, однако, ситуация изменилась. Поскольку Google стала публичной компанией, перед ее руководством возникла необходимость работать "на капитализацию". Для этого она и начала развивать большое число дополнительных сервисов и постепенно превратилась в портал. Разумеется, среди удачных сервисов попадаются и неудачные. Так что сегодня желание Google "монетизировать" аудиторию снижает первоначальную планку качества, установленную проектом.
"Ко": Планируете ли вы создать международный b2b-портал?
- На нашем сайте уже существует рейтинг Rambler Top100, который является не только каталогом для пользовательского ознакомления, но и некой b2b-платформой. С ее помощью представители онлайновых бизнесов видят свое ранжирование и статистику посещаемости их сайтов. Так что база для b2b-порталов у нас уже существует, и мы будем ее развивать. Что же касается международного b2b-портала, то вы угадали - мы сейчас рассматриваем возможность создания такого проекта.
Яков: Считаете ли вы, что будущее всех мало-мальски успешных интернет-проектов - это присоединение к крупным порталам по примеру "Объединенного российского сервера недвижимости" (ОРСН), который примкнул к проекту Rambler-Недвижимость?
- В случае, когда малым интернет-бизнесам нужен трафик и они могут его получить от крупных партнеров, "сателлитная" бизнес-модель для них эффективна. Но надо учитывать один момент: если услуга или информация не интересна пользователю, то присоединяй ее к большому порталу или нет - эффекта не будет. Да и не может тот же Rambler "присоединять" всех подряд или, как вы выразились, "все мало-мальски успешные интернет-проекты". Наша аудитория не бесконечна, из нее нельзя ведрами черпать. Важно понимать, что узкоспециализированные сайты интересны определенной, достаточно ограниченной аудитории.
"Ко": В этом году рынок интернет-рекламы в очередной раз продемонстрировал потрясающие темпы роста - около 100% за год. Однако в абсолютных цифрах его объем до сих пор выглядит не особо впечатляюще и едва приближается к $100 млн. Какую долю в структуре ваших доходов занимает реклама?
- Сейчас для нас это основной источник доходов. А в наших интернет-проектах доля выручки от рекламы достигает практически 90%. Темпы роста российского рынка интернет-рекламы весьма высоки, потому что рост этот идет практически с нуля. Если на Западе интернет-реклама составляет 4 - 6% от всего рынка рекламы, то в России этот показатель задержался у отметки 1%. Так что нам есть, куда расти. Впрочем, уже сегодня мы запускаем сервисы, которые приносят деньги не только от продажи рекламы. Например, проект "Rambler магазины" - электронный гипермаркет, созданный совместно с холдингом eHouse, который приносит нам прибыль с оборота.
Александр: Какое место займут владельцы интернет-сообществ в долгосрочной перспективе - не превратятся ли они во "властителей умов", как это в свое время произошло с телевизионщиками?
- На этот вопрос можно ответить словами известного английского экономиста Джона Кейнса. Когда с ним заводили разговор о долгосрочных перспективах, он неизменно говорил: "Милые мои, в долгосрочной перспективе мы все умрем!" А если серьезно, то уже сейчас очевидно, что через 50 - 70 лет на смену Интернету придет какая-то совершенно новая структура, которая размоет границы между существующими сегодня медийными носителями.
Резюме Ирины Гофман
Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики; Babson College, степень MBA
Профессиональный опыт:
октябрь 2004 года - настоящее время: Rambler Media Group, генеральный директор
2002 - 2004: телекомпания Modern Times Group, вице-президент, отвечала за оперативное управление российским сетевым каналом DTV-Viasat
до 2002: консультант по вопросам управления в ряде зарубежных издательских домов и информационно-рекламных агентств, в том числе Fast Company Magazine (Нью-Йорк, США), Boston Globe (Бостон, США), Publicitas North America (Нью-Йорк, США)
Личная информация: замужем, имеет шестилетнюю дочь
Хобби: книги, верховая езда
Что такое Rambler Media
Год основания: 2004 (поисковая система Rambler появилась на рынке в 1996 году)
Сфера деятельности: интернет-сервисы, мобильный контент, телевидение
В группу компаний Rambler Media входят: Интернет-портал и поисковая система Rambler.ru, телеканал Rambler-ТВ, информационный сайт Lenta.ru, интернет-провайдер Rambler Телеком, рекламное агентство Index20 и группа компаний-разработчиков мобильного контента Rambler Interactive
Выручка за I полугодие 2005 года: $8 млн
Партнеры: ICQ, eHouse
Штат: 324 человека
Компания
Источник: ComNews.ru