Руководство ОАО “Криворожсталь” официально объявило о повышении цен на продукцию меткомбината для внутренних потребителей вопреки обещаниям этого не делать.
На прошлой неделе руководство комбината “Криворожсталь” обнародовало прейскурант цен на свою продукцию, согласно которому внутренним потребителям она будет обходиться значительно дороже уже с декабря нынешнего года. Так, катанка подорожала на 51 грн./т (без учета НДС), угловой прокат, полоса и квадрат — на 126 грн./т, арматурный прокат, шестигранник, круги и угловой прокат — на 253 грн./т. Произошло это после того, как примерно месяц назад пресс-служба предприятия, ссылаясь на слова директора ОАО по внешнеэкономическим связям, маркетингу и сбыту Валерия Стасюка, обнародовала заявление, согласно которому объемы отгрузки и цены на основные виды продукции комбината в первые два месяца зимы предполагалось сохранить на ноябрьском уровне.
Так, на предприятии констатировали, что в октябре—ноябре внутреннее потребление мелкосортного проката достаточно стабильно, в то время как конъюнктура внешних рынков продолжает падать. Примерно такой же ситуации ожидали и в декабре—январе. А потому — не видели оснований в изменении ценовой политике комбината. По словам г-на Стасюка, решение не поднимать цены было принято “на основании проведенных мероприятий по изучению товарной и географической специализации на региональных рынках”. Однако, как сообщал директор ОАО по внешнеэкономическим связям, маркетингу и сбыту, “в феврале следующего года — в период традиционного роста спроса на строительный металлопрокат — цены на отдельные виды продукции февральского производства, реализация которых будет осуществляться в марте—апреле 2006 года, вероятно, будут повышены”. Короче говоря, и металлотрейдеры и потребители, получив данную информацию в ноябре, должны были чувствовать себя спокойно в течение всей зимы.
Тем не менее, трейдеры почему-то данное сообщение не восприняли (по крайней мере, как руководство к действию), и в большинстве регионов продажи арматурного проката временно приостановили. Однако после обнародования прейскуранта возобновили их, повысив цены примерно на 50 % от заявленных комбинатом. Так, региональные цены на складские запасы арматуры производства ОАО “Криворожсталь” выросли на 170-190 грн./т. И вряд ли кто-либо нашел бы в этом факте что-то необычное: речь ведь идет о продукции, закупленной еще по “старым” ценам, которая могла бы по ним же и реализовываться, но подорожала вследствие вполне объяснимого желания трейдеров сыграть на изменениях в ценовой политике производителя. При этом торговцы констатируют очевидное нежелание потребителя принимать новые цены и готовы “дать ему время, чтобы привыкнуть”.
Что же касается самих потребителей, то они уверены, что, несмотря на новые цены, потребление арматурного проката вряд ли снизится. Однако строительные компании отнюдь не намерены принимать возникшее положение дел как данность и сейчас рассматривают возможность перехода на импортную арматуру, если уровень цен импортеров будет для них более приемлемым. Если же учесть, что зарубежные метпроизводители уже с конца лета прокладывают пути на украинский рынок металлопотребления, то не исключено, что траектории продавца и потребителя где-то в ближайшее время оптимальным для обеих сторон образом пересекутся.
Тем временем руководство Министерства промышленной политики Украины почти одновременно с сообщением “Криворожстали” о новых ценах вдруг обнародовало заявление о том, что государство якобы “имеет очень серьезные рычаги влияния на крупные частные компании, в том числе на ЗАО “Систем Капитал Менеджмент” (СКМ) и корпорацию “Индустриальный союз Донбасса” (ИСД)”. Далее министр промышленной политики Украины Владимир Шандра добавил, что “его влияние на отечественные финансово-промышленные группы не больше, чем влияние на какого-либо крупного иностранного инвестора, например, Mittal Steel”. В частности, относительно ОАО “Криворожсталь” министр отметил, что в числе возможных способов влияния на работу этого предприятия — такие аспекты его взаимоотношений с государством, как рентная плата на добычу руды, цены на электроэнергию, повышение и понижение налоговых ставок, дорожные тарифы и пр. И при этом вдруг констатировал, что, прежде чем испытывать возможности собственного воздействия на метпроизводителей, властям следует ответить на вопросы о том, чего они хотят от отечественного горно-металлургического комплекса, как должна развиваться металлургия, какой объем инвестиций необходим и т.д.
Это заявление прозвучало тем более странно, что по информации того же г-на Шандры, обнародованной месяцем ранее, Минпромполитики приступило к разработке программы увеличения внутреннего потребления металлопроката с целью стабилизации ситуации в ГМК и снижения зависимости от конъюнктуры на внешних рынках металлопродукции. Нереализованный потенциал внутреннего металлопотребления в Украине, по информации министра, очень высок. Так, если в Чехии и Бельгии уровень потребления отечественной металлопродукции на одного человека составляет 600 кг, Китае — 1000 кг, а в Саудовской Аравии — 1200 кг, то в Украине этот показатель достигает только 165 кг. Поэтому, в случае развития внутреннего рынка до уровня европейских стран, основная часть производимой Украиной металлопродукции (до 90 %) будет реализовываться внутри страны.
Между тем, сами металлурги заявляют, что весьма охотно перестроились бы на внутренний рынок, если бы имели четкие ориентиры. Так, по словам заместителя генерального директора ПХО “Металлургпром” Виктора Лисового, в Украине не будет перспектив снижения экспорта металлопродукции в пользу внутреннего рынка до тех пор, пока представители ГМК не будут располагать точными сведениями о том, сколько за год должно быть построено квадратных метров жилья, вагонов, судов и т.д. Он констатировал тот факт, что вот уже в течение нескольких лет металлурги не могут добиться плановых показателей смежных секторов экономики, а без этого, подчеркнул г-н Лисовой, прогнозировать увеличение сбыта металлопродукции на украинском рынке просто нельзя.
Итак, пока “Криворожсталь” повышает цены для внутренних потребителей, чиновники заявляют о том, что в принципе могут на нее влиять, но еще не определились с тем, чего им хочется. Пока чиновники, якобы приступившие к разработке программы развития внутреннего рынка, не могут предоставить металлургам элементарной информации, сами потребители исследуют возможности перехода на импортную металлопродукцию… А между тем, рынок внутреннего металлопотребления стремительно развивается. Так, по данным Министерства экономики Украины, за январь—ноябрь 2004 года рост промышленного производства в машиностроении, ремонте и монтаже машин и оборудования составил 30,7%. Такой подъем, как отмечают эксперты Минэкономики, был обусловлен благоприятной конъюнктурой на внутреннем рынке продукции машиностроения, а также высокими темпами роста производства в электронном и электрическом, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении. По мнению экспертов, при данных обстоятельствах следует ожидать дальнейшего роста цен на металлопродукцию на внутреннем рынке, а также ужесточения конкуренции отечественных металлопроизводителей с иностранными компаниями. И, в случае отсутствия со стороны властей адекватных действий, это может повлечь за собой утрату многих сегментов внутреннего рынка для отечественных металлургов.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua))