Различные устройства одно за другим превращаются в компьютеры: телефоны, фотоаппараты, часы и т.д. У создателей человеко-машинных интерфейсов появляются новые возможности, но как их реализовать?
Билл Бакстон (Bill Buxton) работает в этой сфере уже 30 лет. Он как никто другой видит эволюцию человеко-машинных интерфейсов. Его задача как нового сотрудника исследовательского подразделения Microsoft — понять, к чему может привести эта эволюция и в каком направлении развиваются подобные интерфейсы. На эту тему Бакстон рассуждает в интервью News.com. (Bill Buxton) работает в этой сфере уже 30 лет. Он как никто другой видит эволюцию человеко-машинных интерфейсов. Его задача как нового сотрудника исследовательского подразделения Microsoft — понять, к чему может привести эта эволюция и в каком направлении развиваются подобные интерфейсы. На эту тему Бакстон рассуждает в News.com.
В Microsoft Research Бакстон будет заниматься специфическими вопросами дизайна ПО, связанными с формирующимся сейчас «сообществом устройств» (society of devices). Это сообщество создается по мере того как все больше людей используют мобильные телефоны и карманные компьютеры, а также автомобили и другие устройства со встроенными компьютерами. Разработчики софта понимают, что в связи с этим у них появляются новые возможности. Но пока не понимают, какие именно. Бакстон должен прояснить этот вопрос.
Фактически, Бакстон продолжит в Microsoft свою работу, которую он ведет уже 30 лет. Человеко-машинные интерфейсы — это ключевое звено, которое определяет, будут ли технологии приносить пользу людям или они нанесут только вред. Здесь нужно учитывать не только индивидуальные особенности людей, но даже культурные различия. Это и есть проблемы дизайна.
С повсеместным распространением электронных устройств взаимоотношения между ними выходят на социальный уровень. То есть устройства не просто общаются друг с другом напрямую, но они образуют целые социальные группы, например, часы — телефон — витрина магазина, мимо которого вы проходите — автомобиль. Нужно определить, как эти социальные группы должны взаимодействовать друг с другом.
По мнению Бакстона, тут есть два варианта: или они будут гармонично взаимодействовать, или нет. В первом случае мы получаем «разумное» сообщество устройств, а во втором — полную дисгармонию и потерю ориентацию, мир, в котором человеку будет трудно жить.
Естественно, задача IT-корпораций — разработать первый сценарий. Один из главных вопросов в этом случае звучит так: какова роль пользователя в сообществе устройств? Сможет ли человек легко интегрироваться в него? Например, освоение персональных компьютеров шло с большим скрипом. Прошло несколько десятилетий эволюции интерфейсов, прежде чем рядовой человек смог их освоить.
Как говорит Бакстон, эффективный дизайн должен быть основан на «высоких» способностях человека. Их трудно приобрести, но процесс обучения человека должен проходить естественным путем в процессе ежедневного общения с электронными устройствами.
Он приводит пример эффективного дизайна в сообществе устройств будущего — мобильный телефон в автомобиле. Водитель с телефоном возле уха — страшная угроза окружающим. Но в сообществе устройств мобильник должен при получении входящего вызова послать сигнал на встроенную стереосистему, она спросит у человека разрешения приглушить звук музыки и позволит ему разговаривать через встроенный микрофон, выводя звук собеседника на встроенные в салон колонки. Чтобы это стало возможным, телефон должен отслеживать местонахождение человека и окружающих устройств и менять свое поведение. Например, на улице мобильник должен действовать по обычному сценарию.
В сообществе устройств останется место и для ПК. В будущем появятся новые устройства и сервисы, которые «снимут» с ПК часть нагрузки и перенесут некоторые задачи на более подходящие платформы. Но эти платформы будут совместимы с ПК, а сам ПК останется главным каналом для общения с компьютерными устройствами, хотя и не будет иметь такое большое значение, как сейчас.
Анатолий Ализар, «Вебпланета».