Российский рынок гормональных фармацевтических средств измеряется в десятки миллионов долларов в год. На первый взгляд, все здесь вроде бы хорошо – люди охотно покупают эти препараты, фирмы-производители и аптеки имеют стабильный доход. Однако если приглядеться и начать анализировать, то в социальном контексте практики распространения гормональных средств, особенно контрацептивов, вовсе не так безобидны.
Медикаменты, содержащие гормоны, считаются сильнодействующими средствами и должны отпускаться по рецепту. В реальности в России этого не происходит. Можно долго говорить о причинах сложившейся ситуации – традиционная безответственность, желание аптек заработать во что бы то ни стало и так далее. Но в 90 случаях из ста вы можете придти в ближайшую аптеку и приобрести гормональные препараты без рецепта.
В России успешно развивается особая форма рекламы гормональных средств. Напрямую рекламировать лекарства, выписываемые по рецепту врача, нельзя. Однако когда речь идет о миллионной прибыли, то о медицинской этике могут и не вспомнить. На экранах, в буклетах и постерах тиражируются образы счастливых людей, призывающих посетить тот или иной информационный сайт медицинской направленности или позвонить на "горячую" телефонную линию. Названия сайтов и линий повторяют наименования лекарственных средств, выпускаемых фармацевтическими компаниями. Так обстоит дело не только с гормонами, подобная схема "продвижения" успешно опробована и производителями антидепрессантов.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать дисциплинированное поведение самих потребителя гормонов. Раз гормоны являются рецептурными средствами, то и принимать их надо только согласно выписанному специалистом рецепту. Но у нас существуют препятствия к реализации этого, казалось бы, самого логичного решения.
К сожалению, когда вы обращаетесь к врачу, у вас нет уверенности в его высокой квалификации или его неангажированности со стороны компаний-производителей гормонов. Среди врачей старой закалки много приверженцев устаревших и потому более опасных для организма препаратов. А врачей старой закалки, как ни парадоксально, меньше не становится. Основная часть специалистов – это кадры, выкованные еще во времена СССР, не молодые, но еще и не пенсионного возраста. У них старые схемы лечения, которые они привыкли назначать. А поскольку эти специалисты еще не очень скоро выйдут на пенсию, в краткосрочной перспективе практика назначения устаревших гормонов сохранится.
В то же время, с врачами, особенно молодыми, плотно работают компании-производители. Получается замкнутый круг. С одной стороны – "старорежимные" медики с неэффективными схемами лечения, а с другой – специалисты, "окученные" производителями, которые назначают всем один и тот же препарат. Наш источник из одной из крупнейших фирм-производителей гормональных контрацептивов пояснил, что, по их внутренней статистике, около 50% московских врачей, на которых "выходила" фирма, записаны в так называемый "отстой". Это как раз специалисты старой закалки. 20% врачей делают практически все продажи, а оставшиеся 30% работают с ними время от времени.
Производители гормонов ведут агрессивную политику привлечения посредников-специалистов. Ни врачебное сообщество, ни государство, ни кто либо еще оказались не готовы к такому варианту развития практик распространения гормонов. Точнее, своих, российских практик у нас не сложилось. Советские себя дано изжили вместе с тотально плановой медициной. Но свято место пусто не бывает, и в условиях наплевательского отношения к выбору рецептурных средств населением фирмы-производители стали исповедовать сетевые схемы. Они проще и выгодней. Сотрудники компаний, производящих гормональные средства, привлекают за определенный процент с прибыли распространителей среди врачей. Сомнительные методы победили в целой отрасли фармацевтики, а потребители так и не осознали пагубность такого пути. И пока Россия не найдет оптимального способа распространения гормональных препаратов, ситуация так и не разрешится в нашу, потребителей, пользу.
UTRO.RU