Министерство транспорта и связи Украины в союзе с «Укрзализныцей» все еще не отказалось от дурной привычки каждые полгода повышать тарифы на железнодорожные грузоперевозки и объявило о том, что на сей раз их рост составит 10%. Однако вскоре забрало свои слова обратно, заменив их рядом сложных ходов и длинных объяснений…
В полном соответствии с привычкой, отработанной в течение многих лет до автоматизма, объявлять каждый раз в межсезонье о том, что отныне — с 1 октября/ноября или с 1 марта/апреля — перевозка грузов для потребителей услуг «Укрзализныци» подорожает на 10–50%, с наступлением осени у руководства Минтранссвязи сработал рефлекс. В результате в сентябре был поднят вопрос о 10-процентном повышении тарифов. Однако тема даже не обсуждалась, поскольку после 50-процентного подорожания услуг «Укрзализныци» в апреле, поднимать ее было просто неприлично. Впрочем, по истечении месяца, когда первые эмоции несколько поослабли, Минтранссвязи нашел благовидный предлог для того, чтобы к ней вернуться. Так, «Укрзализныця» заявила о необходимости «привести тарифы на внутренние, экспортные и импортные перевозки в соответствие со стандартами Всемирной торговой организации (ВТО)» и, во исполнение принципа равенства стоимости всех видов перевозок,— увеличить тарифы на транспортировку некоторых групп промышленных товаров.
Разумеется, основные потребители услуг «Укрзализныци» — «Металлургпром» и «Укррудпром» — оказались категорически против. Ведь покупатель умеет считать не хуже продавца и всегда прекрасно понимает разницу между предлогом и обоснованием. Так, например, генеральный директор производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» Василий Харахулах сразу же оценил данную меру как «необоснованную», поскольку ни в Минтранссвязи, ни в «Укрзализныце» над соответствующим аналитическим обоснованием роста тарифов на ж/д перевозки никто, скорее всего, не работал. Иначе оное было бы представлено. Тогда как экономические аналитики самого ПХО «Металлургпром» этим как раз занимались.
Так, по словам начальника отдела экономического анализа ПХО «Металлургпром» Нины Чечель, по предварительным подсчетам, «индексация расценок на перевозку грузов по железной дороге может составить не более 7%». Как уточнила эксперт, сейчас в отделе как раз заканчивают «расчеты последствий 10-процентного роста тарифов для отрасли и уже готовы на бумаге доказать, что от этой меры проиграют сами железнодорожники». Дело в том, что, как констатируют эксперты ПХО «Металлургпром», при нынешнем уровне цен на услуги «Укрзализныци» предприятиям ГМК становится выгоднее «использовать альтернативные способы транспортировки продукции». Однако пока метпроизводители надеются убедить правительство не идти на поводу у Минтранссвязи, дабы сохранить стабильность работы отрасли.
В свою очередь горнорудные предприятия перспективой подорожания перевозок «обрадованы» еще меньше. По их общему мнению, это может привести к «потере рынков сбыта и значительному снижению объемов производства продукции». Так, коммерческий директор Полтавского ГОКа Сергей Облапенко заявил, что предприятие, «скорее всего, окончательно потеряет свой экспорт». В частности, из-за апрельского повышения тарифов ГОК полностью утратил рынок Польши и частично рынок Румынии. И нынешнее, осеннее, подорожание завершит этот процесс. Данное мнение отчасти разделяет и начальник базы сбыта Иршанского ГОКа Павел Шемет, который считает, что увеличение тарифов повлечет за собой потерю зарубежных партнеров-покупателей, в первую очередь — в России и Восточной Европе. Наряду с этим специалисты констатируют, что предполагаемое нововведение осложнит работу и тех ГОКов, которые почти полностью ориентированы на внутренний рынок. Например, начальник отдела сбыта Марганецкого ГОКа Наталья Юхина прогнозирует серьезное «ухудшение отношений с потребителями продукции предприятия», поскольку вслед за ростом тарифов МГОК будет вынужден поднять и отпускные цены. В целом же рудокопы, как и метпроизводители, рассчитывают на то, что правительство проявит благоразумие и на сей раз удержит в узде аппетиты Минтранссвязи. Так, заместитель председателя Ассоциации горнорудных предприятий «Укррудпром» Юрий Путря инициировал обращение к правительству с просьбой ввести мораторий на повышение ж/д тарифов на грузовые перевозки до конца 2005 года.
Традиционно негативную оценку тарифной политике Минтранссвязи дал и член Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Сергей Матвиенков, по мнению которого эта последняя мера «нанесет катастрофический удар по предприятиям ГМК». Действительно, ни для кого не секрет, что на сегодня, в связи с ухудшением конъюнктуры на внешних рынках метпредприятия находятся далеко не в том положении, чтобы за счет своих высоких доходов кредитовать убыточные госмонополии. Напротив, в нынешней ситуации отечественный ГМК, на выкачивание доходов которого ориентированы не только транспортные монополисты, но и другие естественные монополии, особенно нуждается в поддержке государства. Данное положение дел крайне осложняется и катастрофическим ростом импорта над экспортом внутри государства. Поэтому перспектива потери рынков сбыта для горнорудных и других экспортно ориентированных предприятий — также крайне тревожный сигнал.
Как только тема получила широкий резонанс, «Укрзализныця» вдруг распространила пресс-релиз, в котором с жаром принялась убеждать всех и вся в том, что «не планирует до конца текущего года изменять тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом». Основной лейтмотив данного документа — «нас не поняли». По словам руководства «Укрзализныци», речь шла исключительно «о выравнивание тарифной ставки согласно требованиям Всемирной торговой организации». В частности, как разъяснил начальник Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Сергей Аленичев, ВТО требует равенства тарифов на все виды перевозок. Ныне же, по его словам, тариф на ввозимую в Украину руду на 40% выше, чем аналогичная перевозка, осуществляемая по территории страны; экспортные тарифы на перевозку руды выше на 8%, чем по стране; тарифы на вывоз черных металлов на 7% дешевле, чем внутренние перевозки. По мнению г-на Аленичева, «металлурги просто взяли отдельную информацию — что тарифы на перевозку руды будут повышаться на 10%, а снижению тарифов на импорт на 40% не уделили надлежащего внимания». Словом, как думает начальник управления, не внимательно посмотрели… Конечно, в данном контексте такая аргументация мало кого убеждает, особенно — заинтересованную сторону, но в свете заверений в неповышении на нее вряд ли кто обратит особое внимание.
В любом случае, «Укрзализныця» заявила, что «ее предложения и расчеты по выравниванию тарифов выносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по мониторингу влияния на экономику тарифной политики, которая проводится на железнодорожном транспорте, в работе которой принимают участие все заинтересованные министерства. А значит — у металлургов будет возможность лично убедиться в том, что данная мера корректна, обоснована и не имеет ничего общего с 10-процентным повышением тарифов.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(www.e-news.com.ua)