Чем только не объясняли шизофрению – генетической предрасположенностью, химией мозга, домашним окружением больного и даже вирусами, переносимыми кошками, однако ни одного непротиворечивого причинного фактора не было выявлено. В результате, лечение пациентов сегодня мало чем отличается от того, которое проводилось 100 лет назад.
По словам Ричарда Бенталла, профессора экспериментальной клинической психологии Университета Манчестера (Великобритания), проблема состоит в том, что к психиатрической категории “шизофрения” ошибочно относят людей с разными проблемами.
«Психиатрические диагнозы основываются на ряде ложных предположений, берущих начало в 19 веке, - говорит профессор Бенталл, автор весьма успешной книги “Объяснение сумасшествия” (‘Madness Explained'). - Такие предположения не имеют научной ценности и на самом деле могут приносить вред пациентам».
«Идея, что существует четкое различие между “сумасшедшими” и “здравомыслящими” людьми, и что есть такие психиатрические категории как, например, “шизофреник”, приводит к массовому применению способов лечения, которые могут вылечить одних, но быть очень вредными для других. И поскольку психиатрические пациенты рассматриваются как люди с биологическим расстройством мозга, им не дают ничего сказать по этому поводу».
Несмотря на то, что психиатрические медикаменты и другие традиционные способы лечения помогают, они не настолько эффективны, как обычно считается, и могут иметь вредные или даже опасные для жизни побочные эффекты. После завершения курса лечения есть также большой риск повторного обострения заболевания.
«Вместо диагностирования и лечения по психиатрическим категориям, к которым относят людей с разными симптомами, необходимо рассматривать симптомы каждого больного индивидуально с психологической точки зрения, - говорит профессор Бенталл. - Тогда будет легко понять, почему они возникают и как каждый больной с ними справляется».
Вместе с коллегами из Манчестера, Глазго, Кембриджа и Бирмингема профессор Бенталл получил недавно грант на сумму 1,5 млн. фунтов стерлингов от Совета медицинских исследований на изучение этого подхода.
«Определяя и пытаясь решить проблему, именно больной, а не психиатр, создает представление о своем состоянии, которое намного более научное, человечное и эффективное, чем поверхностный диагноз, - утверждает профессор Бенталл. - Это также позволяет нам раньше определять людей, находящихся на грани психологического срыва, и уберечь их от традиционного цикла диагностирования и лечения». Информирует MedicalNewsToday.
Подготовил Александр Гержан