Если отбросить эзотерическую составляющую, обычно сопровождающую упоминания о восточных практиках, то открывается логичная философская концепция здоровья. Ведь еще в глубокой древности целители пришли к мысли о необходимости комплексного подхода к лечению. Бесполезно воздействовать на нервную систему в отрыве от лечения физических недугов; нельзя лечить селезенку или гипертонию, не учитывая состояния кишечника или мышц; без нормального иммунитета никакие лекарства не помогут. О методах современной тибетской медицины «ДО» рассказывает врач традиционной и тибетской медицины Жанна ОРЛОВА.
ДО: В чем основное отличие тибетской медицины от другой восточной – китайской или индийской?
Ж.О.: Тибетская медицина основана на теории трех дош (составных тела). В этой медицинской системе сосуществуют аспекты древнеин-
дийской аюрведы, традиционной китайской медицины, греко-персидской медицины. Но, к примеру, уриноанализ (диагностика по моче), пульсовая диагностика и фитотерапия применяются только в тибетской медицинской практике. Китайская медицина основана на теориях Инь-Ян (двух противоположностей) и У-Син (5 первоэлементов). В тибетской же медицине эти теории также имеют место, но несколько видоизменены. В связи с этим отличается трактовка действия методов и лекарственных препаратов.
Индийская медицина считается народной. В отличие от традиционной, в народной медицине нет главной, базовой теории, объясняющей влияние на организм тех или иных средств и методов. Лечение основывается на результатах практического опыта, «случайных» успешных исцелений.
В настоящее время существует известное руководство по тибетской медицине – трактат «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Он считается классическим источником тибетской медицины и не потерял своего значения вплоть до наших дней.
ДО: Каковы главные принципы диагностики?
Ж.О.: Принципы диагностики основываются на проведении подробного опроса, осмотра и пульсовой диагностики. Так определяется общее состояние пациента, выявляются патологические изменения в организме. Обязателен «взор на лицо, язык, кожу, глаза, выделения», ощупываются пульс, болезненные места. Таким образом, диагноз ставится на основании результатов наблюдения,анализа данных «увиденного, услышанного, а также ощутимого».
ДО: Какие методы лечения считаются особенностью именно тибетской медицины?
Ж.О.: Отличительной особенностью тибетской медицины является сочетание методов, которое позволяет достичь результатов без антибиотиков, гормонов и хирургических операций. Методы могут применяться в профилактических и лечебных целях. Это:
• воздействие на психоэмоциональную сферу пациента, разработка программ оздоровления всех аспектов образа жизни: это относится и к питанию, и к режиму работы и отдыха, и к сексуальной жизни;
• лечение индивидуально подобранными препаратами (фитотерапия), состоящими из множества различных веществ, встречающихся только в природе (внутреннее воздействие на организм);• внешнее воздействие путем массажа, иглоукалывания, согревания, укутывания, кровопускания (в большинстве случаев по биологически активным точкам и зонам).
ДО: Известно, что и в тибетской медицине, и в аюрведе большое значение имеет определение физиологического типа человека (конституции или доши). Можно ли самостоятельно определить, к какому типу мы относимся?
Ж.О.: Здоровье в тибетском понимании – это баланс между дошами. Их три: Ветер, Слизь и Желчь. В индийской системе аюрведы существует деление на физиологические типы человека: вата, пита и капха. В тибетской медицине данное деление заимствовано из аюрведы: Вата – Ветер, Питта – Желчь, Капха – Слизь, но в то же время данные доши «доработаны» с учетом базовых ценностей тибетского буддизма (понятие о ментальных ядах и теплоемкости данных энергий (холод-жар). Согласно учению тибетского буддизма, разум контролирует и регулирует функции организма. Таким образом, выделяют три ментальных яда, закладывающих основу для формирования соответствующих физических свойств:
• Желания, привязанности, страсть составляют основу для телесной энергии Ветер.
• Гнев, вплоть до ненависти, составляет основу телесной энергии Желчь.
• Апатичное, бесчувственное, бездушное отношение к реальности образует основу для телесной энергии Слизь.
• Исходя из теплоемкости, теплой энергией ян обладает конституциональный тип Желчь, а холодной энергией инь – Слизь.
• Ветер занимает нейтральное положение.
Каждому человеку присуще индивидуальное сочетание этих трех телесных энергий. Дисбаланс той или иной энергии вызывает развитие болезни по сценарию «жара» или «холода».Существует очень много исследований и даже разработаны тесты – это подробные вопросы, ответив на которые, можно самостоятельно определить к какой конституции вы принадлежите (тест можно пройти на сайте www.kunpendelek.ru).
ДО: Восточная медицина большое внимание уделяет образу жизни и питанию. В чем особенности подхода специалистов тибетской медицины?
Ж.О.: Питание и образ жизни должны быть направлены на сохранение баланса между конституциями (дошами). Дефект одной из составляющих – Ветра, Слизи или Желчи – не просто изменяет общий баланс, а приводит к определенному типу заболеваний: нарушение Ветра приводит к нервным заболеваниям, нарушение Желчи – к болезням пищеварительной системы, нарушение Слизи – к болезням эндокринной и лимфатической систем. Каждая конституция требует специального подхода.
ДО: Лечение каких заболеваний особенно эффективно по методу тибетских специалистов? Не входят ли они в противоречие с официаль- ной медициной?
Ж.О.: Традиционная тибетская медицина лечит почти все болезни. Но современные врачи тибетской медицины не берутся лечить инфекционные заболевания и опухоли с осложнениями (злокачественные, II и большей степени). Болезни с тяжелыми органическими изменениями тибетская медицина лечит избирательно, предварительно оценив общее состояние пациента с учетом нарушения обмена веществ, возраста, компенсаторных возможностей человека.
ДО: Можно ли совмещать медикаментозную терапию, назначенную врачом традиционной медицины, с приемом тибетских лекарств? Что за препараты применяют тибетские целители?
ЖО: Лекарственные средства, прописанные врачом традиционной медицины, вполне сочетаются с приемом тибетских препаратов. Они полностью натуральны, содержат растительные компоненты, минералы и вещества животного происхождения. Их готовят в видепорошков и горошин, чтобы организм человека воспринимал и усваивал их без усилий.
ДО: Какие способы внешнего воздействия на организм наиболее часто применяют тибетские специалисты? В каких случаях (заболеваниях) они особенно эффективны?
Ж.О.: Как правило, это массаж по биологически активным точкам, иглотерапия, разные виды компрессов, согревания, кровопускание. Выбор процедур определяется в зависимости от конституционального типа и характера заболевания.
ДО: Всем ли подходят методы тибетской медицины или есть противопоказания? Не мешают ли полноценному лечению ментальные или культурные различия – все-таки генетические и физиологические особенности жителей России и азиатских стран сильно различаются.
Ж.О.: Практика показывает, что лечение методами тибетской медицины подходит любому человеку – независимо от вероисповедания, места проживания и других факторов.
Все определяет вкус
Еда может усиливать функции одних органов и ослаблять работу других. Для врача тибетской медицины при выборе диеты для каж-
дого типа доши главный критерий – вкус пищи, так как энергия, которую она в себе несет, распознается вкусовыми рецепторами.
ВЕТЕР
Соответствует психологическому типу «сангвиник». В тибетской медицине они относятся к инь-типу. Как правило, у них холодные руки и ноги, сухая, часто шелушащаяся кожа и сухие волосы. Функция пищеварения ослаблена, поэтому люди- Ветры часто страдают от запоров и газов в кишечнике, которые приводят к вздутию и урчанию в животе. Им рекомендуется пища с острым, кислым и соленым
вкусом. Вредные факторы – горький вкус еды и голодание. Рекомендуются теплые ян-продукты:
• баранина, мясо птицы, морепродукты;
• молоко и кисломолочные продукты,
• рис, хлеб, яйца;
• растительные масла;
• дыни, арбузы;
• морковь, свекла, молодая картошка, огурцы, лук;
• специи, особенно красный и черный молотый перец.
ЖЕЛЧЬ
Это горячий ян-тип, его конституция соответствует типу «холерик». Они плохо переносят голод и жару и лучше всего себя чувствуют в прохладную пасмурную погоду. Склонны к заболеваниям суставов, болезням почек, кистам и другими болезнями «холода». Неправильное питание – одна из самых распространенных причин их заболеваний. Особенно плохо отражается на здоровье людей Желчи острые и соленые продукты. Им рекомендуется пища с пряным, вяжущим вкусом, а также инь-продукты:
• немороженое мясо (говядина, свинина);
• растительное масло, кисломолочные продукты, зелень, овощи, каши, морепродукты, рис, пшеница, мясо цыплят и индейки, яичный белок;
• из специй – кориандр, корица, укроп, фенхель, кардамон.
• В целом в питании должны преобладать «холодные» продукты (см. описание).
СЛИЗЬ
Относится к холодному инь-типу, соответствует определению «флегматик». Люди- Слизь склонны к избыточному весу. Для них характерны заболевания эндокринной системы: сахарный диабет, гипотиреоз и другие нарушения обменных процессов организма. Вредные факторы: дневной сон, обильная пища, недостаток физической нагрузки. Рекомендуются теплые продукты «группы ян»:
• баранина, курица;
• нежирное молоко;
• фрукты и овощи, зелень, яйца;
• крупы – гречка, кукуруза, пшено;
• специи, особенно красный и черный молотый перец.
• И не следует употреблять в больших количествах свежие ягоды и сырые овощи, животные жиры, недоваренную или переваренную пищу, так как эти продукты усиливают образование слизи.
Холодно-горячо
В тибетской медицине продукты питания принято делить на инь и ян, не только «мужской-женский», но и по степени теплоемкости и выделения тепла в желудке в процессе пищеварения – на холодные и горячие.
ПРОДУКТЫ ИНЬ (ХОЛОДНЫЕ)
К ним относятся продукты мягкие и приятные на вкус: молоко, сметана, масло, картошка, макароны и молочные каши, кондитерские и сдобные изделия, а также свинина и морепродукты.
• Овощи – капуста, свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и др.
• Фрукты – бананы, персики, дыня, виноград, слива, цитрусовые.
• Ягоды – рябина, калина, брусника, клюква, черная смородина.
• Напитки – фруктовые соки и нейтральные минеральные воды, чай, кофе и легкое вино.
• Самый распространенный иньский продукт – чистая питьевая вода.
• Растительное масло, предпочтительнее нерафинированное.
• Рыба и морепродукты – креветки и мидии, карп, угорь, рак, форель, щука, тунец, камбала.
• Мясо – свинина, телятина, говядина, баранина, мясо цыпленка.
• Молоко и кисломолочные продукты – кефир, сметана, творог, сливочное масло, сметана, йогурты, сыр.
• Орехи.
ПРОДУКТЫ ЯН (ТЕПЛЫЕ)
Это поваренная соль, лук, перец, имбирь, чеснок. Теплую ян-пищу следует хорошо солить и приправлять специями.
• Рекомендуются конина, баранина, овечье молоко или сыр.
• К ягодам, содержащим теплые элементы, относятся земляника, клубника, малина, облепиха, а из фруктов – гранат.
• Сахар следует заменить медом, но употреблять его в меру. Полезно пить горячую медовую (или настоянную на ломти-
ках свежего имбиря) воду,она согревает желудок и выводит избыток слизи из организма.
• Продукты должны быть обязательно свежими и приготовленными на огне (исключая жарку).
• Хлеб должен быть легким, недрожжевым, содержащим 2 сорта зерна.
• Можно употреблять фасоль, а вот картофель и горох лучше исключить из питания полностью, так же как вареную свеклу и морковь.
Инф.goodhouse.ru