В основе всех маний, связанных с красотой, лежит неуверенность в себе, заниженная самооценка.
Зависимость от красоты» (бьюти-аддикция) — новая мания, о которой говорят западные психологи. По их данным, порядка 30% женщин и 15% мужчин подвержены разным формам этой напасти.
Один из примеров — давно известная губительная болезнь анорексия, навязчивое желание стать стройнее, порождающее сбой в работе организма. Однако XXI век привнёс и другие, не менее опасные разновидности.
«Танорексия» — слово, созвучное анорексии, обозначает зависимость от загара. Эта мания возникла вместе с распространением соляриев, считает психолог Иван Тактаров.
«На Западе бытует мнение, что загар (в том числе и искусственный) стимулирует выработку эндорфинов («гормонов счастья»), поэтому привыкание к нему сродни алкогольной или наркотической зависимости. Однако это не доказано», — говорит Тактаров. — «Механизм же психоэмоционального привыкания таков: человек «подсаживается» на солярий. Когда ему начинает казаться, что его кожа слишком бледная, он ощущает дискомфорт и, один день не позагорав, чувствует себя некрасивым, буквально раздетым».
«Ловушка» заключается в том, что на загорелой коже действительно не так видны дефекты (прыщи, неровности, царапины). «В какой-то момент человеку начинает казаться, что ультрафиолет — это панацея, — говорит дерматовенеролог Анна Ковалева. «Однако посещать солярий чаще двух раз в неделю опасно, чтобы не «подсесть», советуем загорать лишь «курсом» из 5-6 визитов в полгода». Группа риска данной зависимости — молодёжь 14-25 лет.
Аналогичные корни имеет и другая болезненная зависимость — от косметики. Психологи предлагают бить тревогу, когда женщина не может выйти без косметики даже к мусоропроводу.
«У по-настоящему «зависимых» портится настроение, они устраивают истерики, плачут или кричат, стоит им оказаться в общественном месте без макияжа», — говорит Иван Тактаров. «Причём для успокоения им требуется именно сложный мэйк-ап по всем правилам, включающий в себя тональный крем, пудру, румяна, тушь и тени — словно для праздничного вечера».
Этой зависимости наиболее подвержены женщины 28–38 лет. Её крайний вариант — когда вместо косметики женщины «подсаживаются» на ботокс или лифтинг, операции по омоложению, не зная меры, красят волосы, спускают в салонах красоты месячную зарплату.
Обрести идеальную фигуру благодаря спорту мечтают те, кто «подсаживается» на фитнес.
«Нельзя тренироваться каждый день», — считает индивидуальный тренер мастер спорта Татьяна Воробьёва. «Для восстановления мышцам необходимо время, как минимум — сутки. Однако те, кто зависит от фитнеса, чувствуют маниакальную необходимость в тренировках. Им кажется, что, пропустив один день занятий, они растолстеют и уже никогда не восстановят былую форму. Поэтому люди настойчиво тягают гантели даже во время болезни. Среди клиентов каждого спортклуба таких порядка 5%, и руководство не имеет права «спасать» их от мании».
В группе риска — как мужчины, так и женщины в возрасте 26–35 лет.
В основе всех маний, связанных с красотой, лежит неуверенность в себе, заниженная самооценка. Бороться с ней самостоятельно трудно, ведь «зависящие» не осознают масштаба проблемы. Совет близким — почаще говорить приятные вещи, хвалить внешность человека, подмечать хорошие природные данные. Если же комплименты окружающих и их слова — дескать, «тебе без косметики/загара/мускулатуры намного лучше!» — воспринимаются в штыки, помочь может только психолог.
Инф.bigbord.net