Одно из самый удивительных и восхитительных творений архитектуры, Храм Саграда Фамилия завораживает своим готическим обликом гостей Барселоны, а хозяев заставляет еще больше гордиться истроией их национальной культуры. Туристы всего мира мечтают проникнуться невероятной пленительной магией этого строения, а также узнать историю его непростого рождения.
Проект храма принадлежит талантливому испанскому архитектору, наделенному особым вкусом, Антонио Гауди, над которым он работал и трудился более 40 лет. Осуществлению своей задумки Гауди посвятил последние 15 лет своей жизни. В соответствии с графиком строительство должно было завершиться лишь в 2026 году. На многочисленные вопросы о необычайно долгой протяженности строительных работ Гауди отвечал: «Мой клиент не спешит». После смерти Гауди в 1926 году работы над храмом под руководством Доминика Суграньеса продолжались вплоть до Гражданской войны 1936 года, начало которой прервало строительство.
В ходе войны чертежи Гауди и других мастеров и частично сам недостроенный храм были уничтожены Каталонскими анархистами. Современная модель собора создана как по восстановленным документам, так и с использованием современных технологий. С 1940 года строительство возглавили архитекторы Франческ Квинтана (Francesc Quintana), Исидри Пуиг Боада (Isidre Puig Boada), Льюис Боннет Гари (Lluis Bonet i Gari) и Франческ Кордон (Francesc Cardoner). В 80-х годах по инициативе руководителя проекта Хорди Бонет Арменголь (Jordi Bonet i Armengol), сына Льюиса Боннета Гари для расчета нагрузок и конструкций собора ввели в применение компьютерные модели. На сегодняшний день Марк Бури из Новой Зеландии является главным архитектором и исследователем проекта. Необыкновенные фасады храма украшают скульптуры Бускетса (J. Busquets), Ецуро Соту (Etsuro Sotoo), а также Жозепа Зубиракса (Josep Subirachs), хотя причастность последнего автора поставлена под сомнение.
По сведениям испанской газеты El Periodico de Catalunya, в 2004 году недостроенный собор посетило примерно 2,26 миллиона человек, что поставило его в один ряд с самыми популярными востребованными достопримечательностями Испании. Строительство центрального нефа было окончено в 2000 году, и с тех пор главной поставленной перед архитекторами и мастерами задачей является сооружение поперечного нефа и аспиды. С 2006 года основное внимание направлено на вспомогательные и соединительные пристройки для головной башни Иисуса Христа и на строительство фасада, символизирующего Славу, который будет находиться в южной части центрального нефа.
Недавно Министерство Общественных Работ Испании наметило прокладку туннеля для скоростных поездов, который должен будет проходить прямо под местом возведения центрального фасада храма, из-за чего родилось множество споров о том, что это мероприятие может вызовать реальную угрозу разрушения еще не воздвигнутого до конца Собора. Хотя Министерство заявляет, что никакого вреда строительство туннеля принести не может.
Целью, которой задался Гауди, было создание собора Святого Семейства в качестве «последней великой святыни христианства», вследствие чего архитектурные элементы храма полны христианского символизма. Наиболее глубокое впечатление производят веретенообразные шпили собора, общее количество которых равно 18, символизирующие (по мере увеличения высоты) 12 Апостолов, 4 Евангелистов, Пресвятую Деву Марию и Иисуса Христа. Башни евангелистов украшены скульптурами в виде их традиционных символов: быка (Св. Лука), ангела (Св. Матфей), орла (Св. Иоанн) и льва (Св. Марк). Центральный шпиль (Иисуса Христа) будет увенчан гигантским крестом, так что максимальная высота собора должна составить 170 м — всего на 1 м ниже горы Монтжуик (Montjuic) в Барселоне. Таким образом, по своеобразному замыслу Гауди, его творение не превосходит творение Божье. Башни меньшей высоты украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, что символизирует Святое Причастие.
В соответствии с оригинальной задумкой Собор будет иметь три фасада - символы Рождества (восточный), Славы (еще не закончен) и Страстей Христовых (западный). Фасад Рождества был завершен до начала Гражданской войны и выполнен по первоначальному замыслу Гауди. Фасад Страстей Христовых отличается фигурамии изможденных людей, а также скульптурами, изображающими распятие и бичевание Христа. Автором этих скульптур является Жозеп Зубиракс.
Для декора Храма широко использованы тексты литургии, в том числе слова «Hosanna» ("осанна"), «Excelsis» ("высшая степень") и «Sanctus» ("святой"). Главные врата фасада Страстей Христовых украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы будет отмечен словами Апостольского Символа Веры.
Инф.youknowthat.ru