В свое время вследствие агрессивного утверждения советской идеологии множество улиц Полтавы нарекли именами вождей революции, ведущих партийных деятелей, которые эти улицы носят и по сей день. А вот названия структурных частей города в XVII-XVIII веках, имевших глубокое символическое значение, сформировавшихся и живших в народной памяти и официальной документации, на сегодня утеряны и забыты. Вряд ли оправданно. Ведь именно тогда каждая улочка, каждое название как будто говорили: «Я - особенная».
Сетку улиц тогдашних украинских городов принято считать запутанной, алогичной. Однако это не всегда соответствует действительности. Определенные закономерности в именовании структурных частей Полтавы в ХVII-ХVIII веках все же были. Самую значительную группу составили так называемые географические «имена». Названия (представленные в основном по «Генеральному описанию Левобережной Украины» по состоянию на 1765-1765 годы, в скобках приведены современные) центральных улиц соответствовали названиям городов, к которым вел путь: к примеру, Киевская (современная Октябрьская), Кобелякская (Фрунзе).
Наименование пригородных улиц обозначались соответственно названиями сел и ближайших хуторов (Куличанская, Пушкаревская). К этой же группе относится улица Монастырская, ибо она вела к Крестовоздвиженскому монастырю. Названия центральных улиц пригородов часто совпадали с определениями последних: три Кобыщанские, Павленковская, Подольская (Пролетарская), Очеретянская. Существовали и названия, образованные от наименования балки или оврага, вокруг которых строили свои жилища полтавчане: Мазуривская, Кобыщанская, Здыхальная, Чамаривская, Панянская улицы.
Центральная улица Полтавской крепости и Платового пригорода Мостовая входила в группу улиц, названных по элементам обустройства. В ХVII-ХVIII веках она была основной композиционной осью и сохранила свое планировочное значение на современной карте города. Нынешним полтавчанам эта улица известна как Октябрьская (отрезок от Соборной площади до Петровского парка). Она пролегала от храма к северо-восточной стене в том месте, где были Киевские ворота.
Наименование центральной улицы крепости периодически менялось: в отдельные периоды она называлась Пробивной, Киевской.
Название Мостовая, указанное в актовых книгах Полтавского городского самоуправления 1664-1669 годов, встречается на плане Бишева 1722 г. и отражает отличительную черту центральной улицы крепости - наличие деревянного мощения. В Полтаве XVIII века это была единственная вымощенная улица. Мощеное покрытие на ней, вероятно, сделали временно. Мероприятия по благоустройству улиц в городе развернулись значительно позже, при генерал-губернаторстве князя Алексея Куракина (1802-1808 годы).
Малозначимые улицы Полтавы назывались по фамилии кого-нибудь из их обитателей. Так, в пределах крепости простирались Билушенковая улица (сейчас не существует, квартал между Соборной площадью и улицей Парижской Коммуны), Киценська (двор Полтавского краеведческого музея и квартала улицы Конституции). Свои названия они получили благодаря преобладанию здесь представителей именно этих семей. В частности на Билушенковой улице в XVIII веке из девяти домохозяйств четыре принадлежали представителям рода Билушенко.
В то время расселение на одной улице представителей одной професии было не редкостью. Это, в свою очередь, обусловливало соответствующее наименование улиц: Гончарная (переулок Капельгородского), Купеческая (отрезок улицы Парижской Коммуны), Резницкая (улица Верховинца), Мещанская (первый квартал от улицы Парижской Коммуны). Отображались на названиях структурных частей города и размещенные здесь объекты торгового назначения, административного или общественного значения. Так возникли улицы Старорыночная (участок Соборного площади), Школьная (возле Спасской церкви), Хлебская, Резницкая.
Отразились в названиях полтавских улиц и наименования крепостных ворот (тогда в городе их было пять). Однако названия четырех из этих улиц: Киевской, Спасской, Мазуривской, Подольской сформировались не под влиянием названий ворот, к которым они вели, а одновременно с ними, под влиянием других факторов. Поэтому только одна улица тогдашней Полтавы получила название от наименования крепостных ворот - Крыловская (современная Спасская), ведущая к Крыловской (Куриловской) башне с воротами.
Немало названий появилось из-за расположения на улицах или вблизи них церквей, соборов, монастырей, кладбищ: Успенская (участок Соборной площади), Николаевская (переулок Первомайский), Воскресенская (ныне не существует, двор Полтавского краеведческого музея), Сретенская (улица Комсомольская), Вознесенская (ныне не существует, участок застройки, ограниченный проспектом и переулком Первомайским, улицей и площадью Ленина), Богородицкая, Рождественская, Воздвиженская, Церковный переулок.
Существовали в Полтаве и названия без четких топографических привязок, в честь святых или церковных праздников: Матфеевская (сейчас не существует, склон Ивановой горы, частично переулок Ломанный), Марковская, Лукинская, Варфоломеевская, Архангельская, Михайловская, Гавриловская, Давидовская, Иудинская т.д. Наличие в «Генеральном описании Левобережной Украины 1765-1769 годов» значительного количества таких названий (47) и отсутствие их в других источниках, в частности XIX века, может свидетельствовать, что часть наименований условная, внесенная переписчиками для удобства описания. В действительности же второстепенные улицы пригородов могли и не иметь общепринятых названий. Их временные обозначения бытовали среди горожан до конца XVIII века. После составления схем перепланировки города и превращения Полтавы в центр одноименной губернии названия приобрели официальный характер, заменив традиционные.
Инф.poltava-arenda.com.ua