Украинская земля богата не только на поэтов, художников и артистов. Эта земля хранит один большой секрет, одно сокровище, с каким не сравнятся клады пиратов, шелка Востока и сокровища Тамплиеров. Многие века украинская земля являлась родиной ведьм, а киевские ведьмы, ведьмы Полесья Украины в давние времена считались самыми сильными.
В селах ведуний боялись, но относились к ним с почтением, поскольку в трудные моменты они приходили на помощь, если необходимо было кого-то вылечить или рассказать о Судьбе близких. Цари и царицы нередко держали при себе ведьм в качестве советников и помощников, потому что знали – женщины ближе к миру природы, лучше чувствуют людей и их намерения.
В старину считали, что успехи в военных кампаниях и на государственной службе не обходились без помощи ведьм. Блестящая карьера киевского воеводы А. Киселя породила в городе слухи, что мать его была ведьмой, и всячески помогала сыну. Но главным героем всевозможных слухов являлся Богдан Хмельницкий. Польские авторы тех времен писали, что украинский полководец держит в своем войске ведьму Марусю, она, по их словам, консультировала воеводу перед важными сражениями. Именно она предсказала гетману поражение во время осады Замостя в ноябре 1648 года.
Ошибочно думать, что в Украине ведьмам жилось лучше, чем их товаркам в Западной Европе. Да, жилось им вольготнее, но и для них были свои наказания. В основном, за порчу скота или смерть человека. На территории нынешней Украины ведовские процессы возникли уже в X веке. В древнем юридическом памятнике – «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых духах», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом. Известно, что в 1666 году по приказу запорожского гетмана И. Брюховецкого сожгли шесть ведьм, якобы напустивших чахотку на гетмана и его супругу.
Обвинения в колдовстве выдвигались, как правило, на почве зависти и политики. Последнее являлось единственным вариантом, если официально на вольнодумца невозможно было найти управу. Чаще всего, в Украине ведьмам отсекали голову топором и мечом, поскольку казнь на костре казалась служителям церкви менее «гуманной». В целом же, красавица ведьма не вызывала у церковников, воинов и царей яростного шовинистского трепета, как у их собратьев за рубежом. Итог – четыреста лет назад на Западе с успехом сожгли лучших, красивейших и мудрейших женщин (по ложным обвинениям или нет – это детали), и сейчас мужчины Европы с завистью смотрят на славянских красавиц, которых спасла любовь к прекрасному полу у славянских мужчин. О терпении мужчин Украины красноречиво говорит предание, согласно которому на Петров день (Петровки, Разговины) 30 июня (ст. ст.) ведьмы со всей Украины слетались на шабаш на Лысую гору в Киеве. А простым киевлянкам позволялось немного отвести душу на своих мужьях и побеситься. От мужчин в этот день требовалось беспрекословное выполнение женских капризов. Казаки, бравшие в жены ведьм, гордились, что им удалось укротить ту, которой сам поп не указ.
Ведьм охранял закон, он запрещал расправы и самосуд над ними. Кто знал, что через несколько сотен лет такая забота отразится в фольклоре. Ведь западная ведьма из сказок – страшная старуха, сгорбленная, покрытая бородавками, а славянская – томная молодая красавица, сочетающая в себе добро и зло. Она могла навести порчу, или рассорить влюбленных, но чаще представала в виде знахарки, целительницы или ведуньи. Отличительная особенность славянских ведьм – глаза. Они завораживающе прекрасны. Сила ведьм заключается в волосах. Чем длиннее коса, тем сильнее ведьма.
Но несмотря ни на что ведьмы являются национальным достоянием славянской культуры и отражаются в образах величайших писателей-классиков. Писали о них О. Кобылянская, Г. Квитка-Основьяненко, Леся Украинка, Н.В. Гоголь, А.И. Куприн, М.А. Булгаков, А.С. Пушкин и многие другие.
В наши дни Украина перестает быть заповедником ведьм, и превратилась в территорию, где начинается охота. 15 апреля 2010 года в Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект, который должен возродить лучшие традиции казачества, которое, обходясь без инквизиции, завсегда боролось с нечистой силой. С нею, конечно, законопроектом не поспоришь, зато можно перекрыть кислород её человеческим представителям. Вернее тем, кого считает таким украинская православная церковь. Ворожеям, знахарям, экстрасенсам, хиромантам, предсказателям и прочим служителям темных сил. Но местные солохи только улыбаются и делают свое дело. А вы сначала за руку поймайте ведьму Украины. Это сложнее, чем океан переплыть.
Полтава - красивый город, засаженный деревьями, окруженный тремя холмами, лесами и озерами, этот город всегда привлекал ведьм и чародеев. Говорят, что они здесь были со времен основания города и стали такой же неотъемлемой его частью, как каштановые деревья или золотой орел в Корпусном парке.
Полтавские ведьмы ничем не отличаются от других только чувством юмора и отходчивостью. Сделал ей гадость, она треснула по макушке, через час по этой же макушке погладила. Но есть в истории города одна страшная черная жемчужина – Наталка Кравченя. Она известна как Полтавская Эржбета Баторий.
В конце Русско-японской войны 1904-1905 гг. в одном из глухих селений Полтавской губернии стали происходить загадочные события. Ранней весной в селе пропала девушка - Мария Бурова. По какой-то надобности она ненадолго отлучилась из хаты и исчезла. Родители, родственники обошли все окрестности, лес, берег реки, но девушку не нашли. Не нашли и ее тело. В полицию заявлять об исчезновении не стали, сочтя происшествие просто несчастным случаем. Ближе к Пасхе пропала другая молодая и симпатичная девушка. Крестьяне решили, что ее увели с собой цыгане. О случившемся сообщили в город, заявив в полицию. Вскоре в село приехал урядник, пробыл пару дней и уехал обратно, так ничего толком и не сделав. Летом пропали еще две девушки, и их розыски также закончились безрезультатно.
Мать одной из девушек отправилась к гадалке Наталье, которая жила на хуторе неподалеку от села. Гадалка раскинула карты, помолчала, а потом сообщила женщине:
- Не ищи! Нет больше твоей дочери на этом свете!
Время шло, и постепенно жизнь налаживалась, о пропажах девушек говорили меньше, но после Рождества селение вновь всколыхнуло известие об очередной трагедии: бесследно исчезла дочь местного шорника. Девушку не нашли. Сельский староста отправился в город требовать от властей принятия решительных мер - за два года в селе пропали семь молодых девушек. Дошло до того, что женщины и молоденькие девушки даже днем боялись выходить из хаты к колодцу, не говоря уже о том, чтобы работать в поле или в лес на работу.
Вскоре в село приехал молодой полицейский чин - пристав Николай Солово, а с ним несколько нижних полицейских чинов. Вежливый и очень терпеливый сыщик сумел расположить к себе селян, обычно не слишком-то склонных доверять чужакам, и стал дотошно опрашивать всех потерпевших и свидетелей, старательно записывая их рассказы. Затем он попросил старосту показать ему окрестности села и те места, где искали девушек.
Он-то и заинтересовался старым хутором, где, как объяснил ему староста, там живет Наталка Кравченя, известная в селе, как ведьма. Женщине уже было за 65 лет, но ее кожа была белее молока, волосы темнее воронова крыла, а кубы ярче спелой вишни. Староста сообщил, что хутор местные обходят стороной, однако пристав заметил хорошо протоптанную тропинку к дому Наталки. Выснилось, что к ней украдкой ходят гадать женщины из села. Николай сразу понял, что нужно искать следы пропавших девушек на хуторе, ведь какая девица не любит погадать на женихов…
За хутором установили наблюдение. Но ничего подозрительного не обнаружили. Красивая ведьма с фигурой молодой девушки вела хозяйство, занималась обычными делами, как и все женщины того времени. Необычным было лишь то, что, как выяснилось, из справки полицейской управы, родилась Наталка почти шестьдесят пять лет назад! Солово поразился: он никак не дал бы хозяйке хутора на вид больше двадцати пяти лет. Несколько раз к ней приходили погадать женщины, но потом возвращались в село без происшествий.
Иногда Кравченя ездила в город и покупала там книги на оккультные темы. Это, конечно, не криминал, но пристава насторожило то, что, как показали сельчане, все пропавшие девушки увлекались мистикой, а Кравченя всегда ставила условие тем, кто посещал ее хутор - чтобы ни одна душа не знала о визите.
Сыщик принял решение негласно осмотреть дом гадалки и ее хозяйственные постройки. Дождавшись, пока она в очередной раз уедет в город, он в сопровождении полицейского чина проник во двор, побывал в сарае и хлеву, а затем пробрался в хату. Ничто не вызывало подозрений, однако Солово заметил заложенный домоткаными половиками замаскированный лаз в подпол. Спустившись в него, он при свете фонаря начал осмотр и обратил внимание на большой, просевший в землю сундук. Как же так? Плотно утрамбованный чуть ли не до каменной твердости земляной пол в холодном подполе не должен оседать под тяжестью сундука, даже окованного железом. Сдвинув сундук, сыщик поразился тому, каким он оказался легким. Земля под ним выглядела чуть рыхлой. Взяв шашку, пристав начал осторожно разрывать клинком землю под сундуком, откидывая ее в сторону сапогом. На глубине менее локтя он увидел, как среди комьев земли появилась белая, словно вылепленная из алебастра, тонкая девичья рука с серебряным колечком на указательном пальце.
В тот же день Наталью Кравченю арестовали. В подполе ее хаты в присутствии понятых полицейские обнаружили могилу: в ней лежали семь обескровленных девичьих трупов. Гадалка призналась в совершенных ею преступлениях. Впрочем, преступлениями она убийства девушек не считала, поскольку они отдали ей свою кровь и молодость добровольно.
Во время следствия выяснилось, что, начав стареть, Кравченя возмечтала омолодиться и в течение многих лет по крохам из разных оккультных книг восстанавливала древний колдовской рецепт с использованием крови невинных девушек. После долгих экспериментов Кравченя полностью восстановила рецепт, но открыть его тайну отказалась, даже когда ей пообещали за его разглашение помилование и свободу.
Стоит отметить, что врачи, осматривавшие колдунью, отметили тот факт, что ее тело моложе ее возраста в паспорте на сорок лет. Женщина была совершенно здорова физически и психически.
Наталью отправили сначала в Полтаву, затем в Киев, а оттуда в Великобританию для всестороннего судебно-психиатрического обследования. Консилиум врачей единогласно признал Наталку совершенно здоровой физически и психически. Они подтвердили тот факт, что физически Кравченя моложе своего паспортного возраста на сорок лет.
На предложение медиков и следователей чистосердечно рассказать о тайне омоложения ведьма ответила категорическим отказом. Патрик Элдридж пишет: "Говорят, к ней обращалось через посредников одно весьма влиятельное в Европе лицо, обещая устроить в обмен на тайну омоложения помилование. Но Кравченя отвергла и это предложение, настаивая, что совершенные ею убийства носили чисто ритуальный характер". Суд присяжных признал полтавскую ведьму виновной и приговорил к смертной казни. Кравченя так и не раскрыла секрет своей молодости. Но у нее осталась племянница, след которой теряется в 1888 году. Но известно, что в 1904 году к Наталке приезжала гостья… Возможно, она-то и хранит секрет молодости.
Материал подготовила Юлия Матийченко
Инф.poltava-arenda.com.ua