В июне 2012 в Сумской Муниципальной галерее состоялась фотовыставка «Свадьбы ХХ столетия», где были представлены фото из коллекции члена исторического клуба им. А.К. Булатовича - Сергея Гуцана. Уникальность в том, что публике были представлены оригиналы предметов, что характеризует высокий уровень выставки.
Очень интересна история фотографий и людей, запечатленных на них. Например , один из свадебных снимков, найден Сергеем Гуцаном в Ахтырке, на нем изображен улан (в то время в Ахтырке стоял уланский полк) со своей невестой : «Это Ян и Евдокия, снимок сделан в 1913 году, к сожалению эта супружеская пара была счастлива всего 1 год, т.к. супруг погиб в 1914 в первых боях Первой Мировой войны.»- комментирует Сергей Гуцан.
Далее, на выставке можно было увидеть приглашение на свадьбу, датируемое 1885 годом (фото) – вещь уникальная, это свадебное фото известной Сумской семьи Григорьевых, в этом браке впоследствии было рождено четыре дочери.
На одной из фотографий посетители могли увидеть разбитое стекло, организаторы выставки, грустно предположили, что брак, скорее всего, у этой пары был несчастливым или распался.
Также, было представлено «Описание свадебных церковных простонародных обрядов», сочиненное Григорием Калиновским в 1889 году, которое заинтересовало присутствующих и дало возможность сравнить насколько изменились традиции. Например, во время сватовства у невесты спрашивали : «нравен ли ей жених, на что она, ежели ей нравится, отговаривается незнанием и преданием себя на волю родительскую; в противном случае вычисляет его пороки, и всемерно отказывается от супружества.». Бракосочетания совершали обычно в воскресенье, накануне назначались девичники.
Весьма интересно проходил обряд выкупа невесты, во время которого младший брат или родственник невесты определял цену путем подсчета : «корма, который на нее употребил : 5 бочек буряков, 3 бочки капусты, 4 вола, 6 кабанов, 10 овец, 100 гусей, 200 кур, 75 уток, хлеба 20 кулей пива 5 бочек , меду 2 бочки, горилки 5 бочек и прочего за 15 лет….» Он подсчитывал сколько невеста съела снеди за свою жизнь. В результате, цена выкупа порой достигала 5, а иногда 10 копеек.
Монеты, которые использовались как выкуп за невесту.
Можно было ознакомиться со сметой расходов на свадьбу.
Были продемонстрированы уникальные документы : 2 Заручных письма 1842 и 1848 годов, согласно одного из них помещик Александр Николаевич Лосев, помещик Харьковской губернии Лебединского уезда поручался за своих крепостных Ивана Ермолаевича Мирошниченко (22 лет от роду) и Татьяну Ивановну Сливкину (31 год ) , в том , что его крестьяне порядочные люди, крещенные в церкви, в брак вступают добровольно, жених не женат. Документ скреплен экономической печатью, и впоследствии хранился в Знаменской церкви.
Историческая справка : Экономическую печать имел помещик, обладающий определенным имением, печать подтверждала его статус и состоятельность .
Организаторы в презентации своей выставке обращаются к словам Сьюзен Зонтаг американской писательницы, литературного, художественного, театрального и кинокритика, лауреата национальных и международных премий. По мнению С. Зонтаг, «фотографию можно трактовать как слишком избирательную очевидность». Это действительно так, поскольку человек с камерой (а особенно 100 лет назад) избирательно относился к тому , что можно было сохранить для современников и будущих поколений. Поэтому фиксировалось только самое важное в жизни человека. Одним из судьбоносных событий и была свадьба. Она является своеобразной точкой отсчета нового бытия, пребыванием в том состоянии предчувствия и надежд , когда «все–все лучшее – впереди».
«Фотографии неопровержимо свидетельствуют, что люди были там и в конкретном возрасте своей жизни; собирают вместе людей и вещи, который через мгновение уже разошлись, изменились и дальше существуют, каждый идет своей дорогой» – уверяет С. Зонтаг. Свадьбы, как и фотографии собирали родственников и друзей, всех тех, кто был «причастным» к жизни молодых. В какой-то момент люди, пребывавшие в броуновском движении праздничного события, создавали живописную композицию. Именно это остановка, волнующий момент сосредоточенности перед «фотографическим бессмертием» и оставался навеки благодаря искусству фотомастера.
«Чары, которыми овеяны фотографии, – это не только напоминание о смерти, но и приглашение к сентиментальности». Вызвать интерес, желание внимательно всмотреться в глаза наших предков, даже, возможно, растрогаться - все это могут фотографии, сделанные в разных странах Европы в разные годы ХХ столетия.
Инф.bulatovichclub.org