У подножья монумента — якорь, чуть выше — отлитый из металла спасательный круг, на котором обозначено: т/х «Анатолий Серов». Очень символично, что памятник стоит в той части кладбища, где находятся воинские захоронения.
Т/х «Анатолий Серов», небольшой рудовоз, дедвейтом всего лишь 4880 тонн, был построен в предвоенные годы николаевскими корабелами и первоначально назывался «Коллективизация». В 1939 году был переименован в «Анатолий Серов» — в честь военного летчика, Героя Советского Союза А. К. Серова.
Работая перед войной на рудно-угольной линии Мариуполь — Поти, экипаж т/х «Анатолий Серов» на протяжении 1939-1940 годов постоянно выходил победителем во внутрибассейновом соревновании и неоднократно завоевывал переходящее Красное Знамя Народного комиссариата морского флота.
С первых же дней Великой Отечественной войны «серовцы» включились в боевые действия, выполняя задания военного командования. Неоднократно доставляли в осажденную фашистами Одессу все необходимое защитникам города и эвакуировали в тыл оборудование предприятий, мирных жителей, раненых бойцов. В числе других судов «Анатолий Серов» вывозил в тыл оборудование заводов «Кинап», консервных им. Ленина и им. Калинина, часть оборудования электростанции и станкостроительного завода. «Анатолий Серов» также привлекался для переброски в тыл средств железнодорожного транспорта, буксируя плавдоки с погруженными на них паровозами, паровозными тендерами и вагонами.
Активное участие экипаж судна принимал в Керченско-Феодосийском десанте, совершал регулярные рейсы в Камыш-Бурун, Новороссийск. Побывавший в годы войны на судне в качестве корреспондента «Красной Звезды» Константин Симонов в статье «Разные дни войны», опубликованной в журнале «Дружба народов» в 1974 г., дал высокую оценку боевым подвигам экипажа.
Затем, весной 1942 г., были рейсы в осажденный Севастополь. Гитлеровцы заминировали севастопольские фарватеры, обстреливали их из тяжелых орудий, на морских трассах, ведущих к Севастополю, барражировали бомбардировщики и торпедоносцы. Преодолевая смертельную опасность, т/х «Анатолий Серов» только в течение апреля-мая доставил туда 5593 тонны продовольствия, 238 тонн боеприпасов, 1000 тонн оружия и амуниции.
Во время выгрузки одна из бомб, сброшенная немецким самолетом, угодила во 2-й трюм. Теплоход осел у причала, но экипаж во главе с капитаном К. Третьяковым продолжал выгрузку. Военные моряки, в т.ч. аварийная партия с лидера «Ташкент», помогли заделать пробоину, откачать воду, устранить крен и выйти на необходимую осадку. В течение 13 суток шла борьба за спасение судна. И все это время самолеты противника не оставляли его в покое. В один из этих тяжелых дней пришлось выдержать штурм 77 самолетов. Два «юнкерса» были уничтожены метким огнем судовых комендоров, открыв счет сбитым немецким самолетам.
В этих боях отважными зенитчиками, мастерами стрельбы по воздушным пиратам показали себя матросы В. Батюшков, Ю. Лозина, В. Королев, Ф. Шевченко, Д. Бушан, комендоры Н. Торба, П. Перевертайло, Ф. Минеев, А. Войченко и другие.
Под осколками вражеских бомб и снарядов погибли матросы П. Гайдин, А. Качуровский, радист В. Гоцуленко, были ранены сигнальщик А. Коваленко, моторист А. Попов, кок М. Терещенко, матрос М. Яровой, моторист В. Новиков, помполит В. Ярошенко.
За мужество и отвагу, своевременную доставку пополнения и боеприпасов командующий обороной Севастополя адмирал Ф. Октябрьский объявил экипажу благодарность. Ни потеря товарищей, ни новые повреждения, нанесенные судну, не поколебали мужества серовцев.
Похоронив убитых на берегу, приняв на борт партию раненых, «Анатолий Серов» вечером 6 июня покинул Севастополь. На рассвете на горизонте появилось несколько торпедоносцев. Огонь из судовых орудий — вот все, что мог противопоставить им почти лишенный маневренности теплоход. Гибель его казалась неизбежной.
Но неожиданно в строй готовых к атаке вражеских самолетов ворвался вылетевший из облаков краснозвездный бомбардировщик ПЕ-2. Первыми же очередями он поджег один из торпедоносцев. И сорвал атаку. Однако был подбит. Моряки так и не узнали имен отважных летчиков, отдавших жизнь за спасение «Анатолия Серова».
Фронт в те летние дни вплотную приблизился к Новороссийску, и стоявшие в порту суда ежедневно подвергались ударам вражеской авиации. Особенно тяжелые испытания выпали на долю «Анатолия Серова». Во время ожесточенного налета 12 августа «Анатолий Серов» вышел в открытое море, но здесь его настигли «мессершмитты». В течение двух часов на судно было сброшено свыше 100 бомб. Тем не менее, благодаря умелому маневрированию молодого капитана К. Третьякова и рулевого М. Федюшкина, прямых попаданий не было. Храбро действовали боевые расчеты, возглавляемые помполитом В. Бурлаковым. Хотя А. Войченко, В. Батюшков, И. Жиляев и другие комендоры уже получили ранения, они не покидали своих постов.
Но все же одна бомба попала в кормовой 4-й трюм, судно стало быстро тонуть. Приняв правильное решение, капитан К. Третьяков сумел посадить его на мель.
Считая невозможным спасти судно, военное командование решило его подорвать и затопить, так как в трюмах оставались сотни тонн боеприпасов. Однако буксиры не смогли стащить теплоход с мели. Тогда экипаж отказался покинуть судно и решил его спасать.
Фашистские стервятники не оставляли теплоход в покое, и моряки, прихватив оружие, ценные приборы и часть продовольствия, перебрались на берег, в сопки. Здесь капитан и помполит изложили план действий: ночью проводить ремонт, а днем маскироваться в лесной чаще. В течение восьми суток, по ночам, небольшие ремонтные бригады добирались на судно и до утра боролись за его жизнь. Большую помощь им оказали портовики Новороссийска. В ночь с 15 на 16 августа начальник моринспекции пароходства, известный капитан М. И. Григор привел портовый буксир «Дельфин», небольшой плавкран и две с большим трудом найденные в порту мотопомпы. Трудности, с которыми они столкнулись, М. И. Григор подробно описал в своей книге «Море — моя судьба».
20 августа 1942 года теплоход удалось снять с мели, и он своим ходом ушел в Поти, чтобы вновь служить Родине.
Каждая боевая страница «Анатолия Серова» достойна золотого пера. Каждый его рейс — отдельная повесть.
Летом 1943 года суда Черноморского пароходства выполняли важное государственное задание по перевозке народнохозяйственных грузов из Трабзона (Турция) в Батуми. В числе этих судов был и «Анатолий Серов», который совершил 8 крайне опасных рейсов.
7 октября 1944 года, впервые после освобождения города, в Одесский порт пришли с грузами суда «Калинин», «Димитров» и «Анатолий Серов».
Думаю, уместно привести некоторые цифры. Только за первые 13 месяцев войны т/х «Анатолий Серов» прошел 10280 миль, перевез 7669 тонн боеприпасов, свыше 650 танков и орудий, около 52000 тонн продовольствия и военного снаряжения, эвакуировал 7430 мирных жителей и 11120 раненых.
Героический теплоход за время своих боевых походов подвергся 95 атакам вражеских самолетов, сбросивших на него свыше 700 бомб и несколько торпед, выдержал пять прямых попаданий бомб.
Мужество, бесстрашие и высокий патриотизм, проявленные «серовцами», по достоинству оценила Родина. Почти все члены экипажа были удостоены высоких государственных наград, многие были награждены медалями «За оборону Одессы», а теплоходу был вручен на вечное хранение Почетный вымпел НКМФ СССР.
Капитан К. К. Третьяков был награжден орденом Красного Знамени и пятью медалями, оставался верен флоту и после войны. Около 40 лет водил торговые суда.
Хорошо трудились после войны и его бывшие подчиненные: Новиков, Шевченко, Буравчук, Морозов и другие. Те, кто спас Родину в боях, славили ее и трудом.
Мина была настолько мощная, что судно ушло под воду в течение нескольких минут... Этому еще в какой-то степени способствовало то, что судно было предельно загружено, так как по пути следования пришлось отгрузить на т/х «Анатолий Серов» часть груза с судна, севшего на мель», которое снимал с мели ледокол «Торос».
Из 40 находившихся на борту спасти подошедшему к месту катастрофы «Торосу» удалось лишь семерых...
Источник http://odesskiy.com