Любой дом может рассказать какую-нибудь занимательную историю о своих жителях. Старинный же особняк, если вы очень ему понравитесь, перенесет вас вглубь столетий, и, уж будьте уверены, ознакомит с фактами, о которых вы никогда бы не узнали сами.
Вот, к примеру, проходя по Петропавловской, вы наверняка любовались расположенным как раз напротив остановки «Советская» архитектурным сооружением, старинным одноэтажным особняком в классическом стиле, в котором в 1980-1990-х годах находилась музыкальная школа №4 (ныне здесь Центр международных программ). Но кто из вас мог бы предположить, что и этот дом под номером 98 на Петропавловской, и село Бездрик под Сумами, и Харьковский художественный музей и, наконец, величественный Казанский собор в Санкт-Петербурге, связаны между собой? Связующими нитями для таких разных мест стала династия Алферовых.
Дом, построенный в ХIХ столетии, сегодня один из немногих в Сумах, который, к счастью, не обезображен новомодными безвкусными вывесками. Его лицевой фасад выкрашен благородными цветами. Правда, если зайти со двора, предстанет несколько иная картина: левое крыло здания, с облущенной краской и старинной розеткой на фронтоне, печально взглянет вам в глаза и, возможно, неторопливо расскажет о древнем и малоизученном роде…
В далеком ХVII столетии родоначальник рода Алферовых Марко Олиферович (позже фамилия изменится на Алферов) станет старшиной Сумского казачьего полка и наряду с Кондратьевыми и Савичами составит сумскую полковую элиту. В 1689 году Марку Алферову за верную службу было пожаловано село Бездрик, которое отныне и до революции 1917-го станет родовым поместьем Алферовых. Алферов владел лесами, полями, «рыбными ловлями» и селами в Сумском уезде. В одно из них – Марковку, в ноябре 1708 года, заезжал (на два дня) сам Петр Первый. В особняке Алферова император провел военное совещание накануне очередного сражения затянувшейся Северной войны. Марко любил свою Марковку, однако его потомкам больше пришелся по вкусу живописный Бездрик.
Вот как в 1916 году описывал в своих «Церковных древностях» это село харьковский историк П.Фомин: «Самое село Бездрик расположено между лесами на холмах, пересеченных глубокими балками. В одном месте самая высокая гора выходит своею оконечностью в направлении на юг к двум глубоким прудам, к которым спускается почти обрывами и которыми она окружена с трех сторон. Вершина горы покрыта лесом. Здесь-то, высоко над прудами, отражаясь в глубоких и чистых водах их, высится стройным и изящным силуэтом Архангело-Михайловская церковь, деревянная, украинского стиля, с тремя по продольной линии уступчатыми башнями, увенчанными главами с четырехконечными крестами (в своем труде Фомин уделил особое внимание и восхищался древнейшей реликвией этой церкви – тонкой резьбы деревянному иконостасу ХVII века. – Ю.Л.) Деревянная, в виде забора, ограда квадратом окружает церковь; все пространство внутри ограды покрыто мелким кустарником, фруктовыми деревьями и несколькими старыми дубами и липами. За деревьями, позади церкви, к северу прячутся хаты и угодья крестьян. Над светлыми прудами, на фоне изумрудной зелени во всей своей красоте видна церковь. Чем-то мирным и уютным, чисто монастырской идиллией, дышит от этой прелестной картины одинокого храма в лесу над прудами. На южной стороне от прудов на склоне балки среди рощи расположено поместье господ Алферовых, с большим двухэтажным домом, выстроенным в 40-х годах XIX в. В классическом стиле, с колоннадой над парадным входом и такой же колоннадой и широкой террасой в сад над прудом. Село Бездрик – одно из древнейших в нашем крае. Семья Алферовых хранит у себя, как семейную реликвию, царскую грамоту, роскошно написанную на пергаменте красивым разрисованным полууставом, со свинцовою печатью на шнурах. Грамота эта дана царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 7-й год правления царевны Софьи Алексеевны сотнику Марку Алферову на владение землями, лесами, прудами, пасеками и хуторами в указанных здесь границах».
В 1780-м году в Бездрике родится человек, на многие столетия вперед прославивший и свой род, и место, где родился. Лучший ученик прославленной «Поповской академии» Палицина и выпускник Петербургской академии искусств Николай Федорович Алферов войдет в историю искусства как выдающийся гравер и архитектор, который вместе с архитектором А.Н.Воронихиным работал над созданием знаменитого Казанского Собора. Тот, кто бывал в Петербурге и посещал собор, наверняка был впечатлен его мощью, его грандиозным северным фасадом с 96-ю колоннами. И величественная музыка эта (ведь, как известно, архитектура – это музыка, застывшая в камне) появилась не случайно: архитекторы выполняли высочайшую волю. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Строительство шло 10 лет и обошлось казне в 4,7 млн. рублей. Казанский собор воспринимался современниками как памятник победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. После разгрома наполеоновских войск сюда были доставлены почетные трофеи: знамен французской армии и личный жезл маршала Даву. Здесь же был похоронен всенародный отец – фельдмаршал М.И.Кутузов. А в 1893 году в Соборе отпевали П.И.Чайковского. Надо сказать, что из многочисленных зданий, автором которых был Николай Алферов, сохранился только этот собор да небольшая церковь в Великом Бобрике (ныне Краснопольский район).
В 1815 году у Николая Федоровича родился сын Аркадий, который, унаследовав гены своего отца, тоже хотел стать художником. Но судьба распорядилась иначе. Говорят, что в усадьбу Алферовых, вернее, на находящийся неподалеку ипподром, любили съезжаться сумские господа, дабы совершать приятные конные прогулки. Студент Харьковского университета Аркадий Алферов тоже любил лошадей, но, к несчастью, на одной из прогулок упал с лошади и повредил позвоночник. Художником он не стал. Аркадий Алферов прославился как искусствовед и коллекционер. Он дружил с В.Каразиным, Г.Квиткой-Основьяненко, И.Айвазовским, жил в Харькове и в Германии. Коллекционированию предметов искусства он посвятил всю свою жизнь. После смерти в 1872 году Аркадий Алферов завещал коллекцию произведений искусства, которая насчитывала более 3 тыс. (!) экземпляров (от Дюрера и Ботичелли до Брюллова и Айвазовского) Харьковскому университету. Позже коллекция, опись которой занимает 640 страниц, стала значительной частью собрания Харьковского художественного музея. Это был неоценимый вклад в сохранение и развитие культуры, который еще предстоит оценить будущим поколениям. В 1917-1930 гг. и церковь, и особняк в Бездрике были стерты с лица земли. В огне пожаров сгорел 200-летний архив рода Алферовых. Но особняк на Петропавловской, стены которого долгое время были украшены дворянским гербом Алферовых, сохранился. Он может рассказать много интересного…
Юлия Лесина
Инф.bulatovichclub.org