В Повести временных лет термин «северяне, суверены» встречается лишь дважды - под 884 и 885 гг., причем в Ипатьевском списке он вовсе отсутствует.
В обеих редакциях Повести под 1024 г. есть термин «с'Ьверянинъ» . В остальных случаях употребляется «с'Ьверъ», «с'Ьверо» . За исключением известия 1024 г., которое, по мнению.
А. А. Шахматова, относится к Начальному своду, все упоминания о севере- северянах появились в летописи при создании Повести временных лет .
A.А. Шахматов в реконструкции Повести счел необходимым под 884 и 885 гг. исправить «северяне», «суверены» на основное - «сЪверъ».
Термин «Севера» для обозначения территории, прилегающей к Десне и Сейму, часто применялся наравне с термином «Северская земля» еще в летописании ХУ1-ХУН вв. и посольских книгах.
Распространен он и в украинских источниках XVII в., причем в «Летописи Самовидца» употребляется только «СЪверъ».
Интересно, что Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский (1657-1693 гг.), в подражание патриарху «всея Руси» титулуется «милостью Божию православный архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера».
Следует также иметь в виду и указанную Б. А. Рыбаковым надпись «Беуепа» на иностранных картах России XVI-XVII вв.
В начале XVII в. встречается даже термин «северяне», утративший, конечно, свое племенное содержание. Этим термином названы в посольском донесении войска И. И. Болотникова.
Объяснение племенного названия «севера», стоящего несколько особ¬няком в ряду полян, кривичей, бужан и др., по созвучию со стороной света неудовлетворительно
Другие объяснения, как показал X. Ловмяньский, также неубедительны.
Наиболее приемлемым представляется объяснение этого термина, данное B.В. Седовым, который, отмечая, что славяне в процессе расселения застали в области днепровского Левобережья балтское (к северу от Десны и Сейма) и ираноязычное (к югу от них) население, считает этот термин иранским по происхождению.
Исследования лингвистов показали, что слово «север», как и гидронимы этого района Сев и Сава, может восходить к иранскому «Беи» - «черный».
В. В. Седов поддерживает это мнение лингвистов, анализируя археологический и антропологический материал, подтверждающий наличие ираноязычного субстрата на территории северян XI-XII вв.
Он считает, что в V-VII вв. днепровское лесостепное Левобережье было занято и ираноязычными (сармато-аланскими) племенами, значительная часть которых была вытеснена славянами в бассейн Дона в самом начале XIII в.
Это заключение позволяет считать, что племенной союз левобережных славян, сложившийся на основной территории распространения романской культуры VIII-Х вв., получил наименование «северо» по дославянскому названию местности, заселенной носителями этой культуры.
Некоторые племенные союзы славян (древляне, поляне, дреговичи и др.), как известно, получили наименование по названию местности.
Отличие в данном случае лишь в том, что это иноязычное, древнее название местности, сохранившее свой отличительный характер от других племенных названий (север, севера, а не северяне).
Длительное, до конца ХУН в., бытование этого географиче¬ского термина на изучаемой территории, устойчивость его, несмотря на то, что северяне утратили свои этнографические особенности ранее большин¬ства других племен, свидетельствуют в пользу приведенного мнения.
Инф.siver-info.com