Иногда судьба нам дарит удивительные, ничем, на наш взгляд, не заслуженные подарки. Таким подарком для меня стало приглашение посетить Всемирный Духовный университет, который находится в Индии в горном местечке Маунт Абу в нескольких часах езды от Дели.
Конечно же, об Индии я многое слышал. Когда еще был студентом, увидел картины Николая Рериха и узнал, что он поехал в Индию просто на этюды, а остался на всю жизнь.
Индия и меня манила не только как человека, но и как художника. Но манила издалека, А по-настоящему болен я тогда был русским севером. На втором курсе института мы с приятелем взяли этюдники и отправились в Вологодскую область. На следующий год в Архангельскую, потом — в Карелию. Я был настолько потрясен красотой русского севера, что пятнадцать лет подряд ездил только туда.
Я познавал Россию через старые полуразвалившиеся церкви, северные суровые монастыри. Атеист по образованию, открывал для себя русскую духовную культуру через иконопись. Там, на севере, я понял, что только икона — исконная русская живопись. До XVIII века на Руси другой живописи не существовало, и вся русская духовность была сосредоточена в церквах, без которых не обходилось ни одно даже самое маленькое поселение.
Многолетнее северное подвижничество пробудило у меня интерес и к иным духовным культурам, стремление узнать их поближе. И вот я в Индии, в университете Брахма Кумарис.
Основан университет в 1936 году человеком по имени Дада Лекхрадж. Он был ювелиром, занимался коммерцией. Был богат, имел хорошую семью, отличался прямым характером, общительностью и дружелюбием. Однако какая-то внутренняя неудовлетворенность толкала его на путь духовных исканий.
Дада Лекхрадж сменил двенадцать гуру, то есть, условно говоря, закончил двенадцать духовных школ. Но ответа на мучившие его вопросы не находил.
Однажды, когда у него в гостях был двенадцатый гуру и собравшиеся слушали учителя, Дада внезапно вышел из комнаты. Его невестка поспешила за ним. Она была поражена исходящим от него внутренним светом.
Дада поведал ей, что ему было видение, и теперь он наконец осознал свою миссию: направить человечество по пути совершенствования, объяснить людям, что материальная сторона — не главное в жизни, а единственным достойным уважения и всяческого изучения является внутренний духовный мир каждого живущего на земле.
Дада оставил бизнес и стал проводить в своем доме духовные собрания. Они быстро превратились в место, где каждый человек мог получить утешение, помощь, разобраться в мучивших его сложных вопросах. С этого начинался университет.
Сейчас это крупное духовное образовательное учреждение. Большинство его преподавателей — женщины. Считается, что именно природные женские качества — мягкость, преданность, миролюбие — соответствуют основным принципам Брахма Кумарис.
Брахма — это Бог, творец Вселенной и создатель всего сущего. Слово «кумарис» в переводе с хинди означает «сестры». Слушатели университета приходят за божественными знаниями, и на сестер возлагается роль посредниц в передаче этих знаний. В университете исходят из того, что Бог един для всех, и поэтому христианский, мусульманский или индуистский боги по сути ничем не отличаются друг от друга.
Цель, которую ставит перед учеником университет, — стать божественной личностью. Пока она не достигнута, обучение будет продолжаться — даже в течение всей жизни. Достижение этой цели предполагает полную трансформацию личности — мыслей, действий, взаимоотношений, всего внутреннего мира.
Пригласили туда и нас — 85 человек с Украины, из России, Белоруссии, Латвии и Литвы. День за днем, нет, скорее, час за часом совершал я невероятные открытия: открывал себя и прекрасную страну.
Чтобы добраться до университета, нам пришлось ехать на поезде в горы — в Маунт Абу. Поезд шел медленно, и мы могли наблюдать, как по-разному живут здесь люди: сияющий огнями город и жалкие лачуги, слепленные неизвестно из чего. В этих накрытых листами картона жилищах виднелись люди, чаще всего пожилые.
В Индии много стариков, за ними очень интересно наблюдать. Вот сидит человек, проживший долгую жизнь, на голом топчане, без простыни и одеяла, перед ним горит свеча, у него нет ни телевизора, ни телефона, ни радио — у него ничего нет, но он вполне удовлетворен.
А удовлетворен он теми простыми обстоятельствами, что сейчас не идет дождь, что он сегодня уже один раз ел, что у него в разбитом кувшине есть немного свежей воды. Этот бедный, ничего не имеющий старик знает главное: человек самодостаточен. Ему для удовлетворенности жизнью не нужно ни лишних вещей, ни вина, ни сигарет. Кстати, в Индии я почти не видел в продаже сигарет и курящих людей.
В университете учат, что для человека ценно только одно — его бессмертная душа, о чистоте которой он и должен заботиться. Человеческое тело — «костюм» для души. Она надевает его для того, чтобы выполнить определенную работу на земле.
Смерть — это просто выход души из тела. Душа не умирает никогда. Она лишь меняет «платье», принимая другое тело.
Все мы в этом мире путешественники. В дороге люди знакомятся друг с другом, но
Осознание того, что душа никогда не умирает, снимает страх смерти. Человек знает, что если он совершает добрые дела, то по закону кармы в следующем воплощении он обязательно обретет счастье, радость, любовь.
И вот сидит старик при свече, и он счастлив. Он не завидует людям, живущим в богатых домах, ездящим в лимузинах, ибо понимает, что как только у человека появляются деньги и дорогие вещи, в его душе поселяется страх все это потерять. Он боится, что машину украдут, что виллу сожгут или ограбят, — и начинается саморазрушение человека, вернее начинает разрушаться его душа.
В Индии абсолютно искренне считают, что более несчастен не тот, кто беден, а тот, кто был богат и потерял свое богатство. И стремление многих наших соотечественников сколотить состояние любой ценой, правдой или неправдой, с большим риском все это потерять — для индийского менталитета не свойственно. Такие люди здесь есть, но их чрезвычайно мало. В Индии чем старше становится человек, тем более его устраивает иное богатство — духовное.
Высшее проявление такой духовности я ощутил на себе в университете. Все шесть дней, что мы находились в горах, люди, которых я встречал, дарили мне только добро и любовь. И когда я говорю, что побывал в раю, то имею в виду именно эту необыкновенную обстановку тепла, внимания, любви. Каждой частицей своего тела и души я ощущал, что меня любят, и любят только за то, что я существую, что я человек. Какого цвета у меня кожа и на каком языке я говорю, было совершенно неважно.
В университете ко всем обращаются «брат» или «сестра». Все мы — братья и сестры. И если
Наши занятия начинались в семь утра и продолжались до десяти вечера с небольшими перерывами. Мы слушали лекции по самому широкому кругу проблем. Скорее, это были даже не лекции, а размышления о том или ином предмете. Зачем человек родился, зачем он живет? Наступает в жизни каждого человека момент, когда он задает себе этот вопрос.
В университете Брахма Кумарис нам объясняли, что любая жизнь — цветка, стрекозы, коровы, человека — самоценна уже только потому, что она — жизнь. Жизнь не может быть разменной монетой в каких-либо противостояниях. Жизнь ни с чем не соизмерима.
Нас учили, что человек, так же как мотылек, порхающий над цветком, или собака, бегущая по улице, — любимое создание Творца. И чтобы не нарушить гармонию жизни, каждый обязан понимать и исполнять свое предназначение на земле.
До поездки в Индию по складу своей жизни я был человеком светским. Слово «медитация», конечно, слышал, но это было для меня понятие отвлеченное. И вот так случилось, что я попал в ситуацию, когда должен был этому научиться. Я учился быть спокойным, отвлекаться хотя бы на несколько минут от суеты мыслей и сосредоточиваться, глядя на яркую светящуюся точку. Освободившись от всех забот, от всех мыслей и даже от ощущения своего тела, стараться проникнуть в мир своей души. Честно сказать, мне это не удавалось сделать, хотя я понимал: это возможно. Я видел вокруг себя людей, которые умеют сосредоточиваться в любых обстоятельствах и, отрешившись от внешнего мира, углубляться в свой внутренний мир.
Просыпаются они, чтобы медитировать, в половине четвертого утра и садятся в уединенном месте. В Индии можно встретить медитирующих людей где угодно.
Если наш российский человек, вскакивая утром с постели, быстро чистит зубы, натягивает на себя рубашку, при этом запихивая в рот бутерброд с колбасой, а затем рысью бежит в метро или догоняет уходящий автобус, то в Индии люди встают до восхода, выходят из дома, вдыхают напоенный ночной свежестью воздух, сосредоточиваются, приводят в порядок свои мысли, и в таком умиротворенном состоянии встречают восход Солнца, дарующего жизнь.
Индиец благословляет каждый новый день своей жизни, поэтому с таким благоговением встречает его рождение. И то, что он при этом чувствует, я понял однажды, когда там, в Индии, встречал восход Солнца. Оно выходило из-за гор прекрасное, сияющее, это было рождение нового дня, и я никуда не спешил, впитывал каждое мгновение своего бытия — такое запоминается на всю жизнь. Момент был настолько сокровенный, что я даже забыл про фотоаппарат и не снял это изумительное зрелище.
Я фотографирую давно, с детства, умею это делать, как художник хорошо вижу кадр, но профессиональной съемкой никогда не занимался.
Когда я приехал в Индию, передо мной оказалась бездна интересных сюжетов. Пять катушек пленки, которые я привез с собой, кончились за два дня. Но, когда мне их проявили, я понял, что главного еще и не коснулся, что мне еще только предстоит это снять. А главным были лица людей, которые меня окружали.
Я купил ещё 15 катушек пленки, и все их отснял. Получилась целая серия фотографий моих братьев и сестер. И это оказалось моей основной удачей. Когда я напечатал эти снимки, то понял, что передо мной портрет Индии.
В Индии
Мне объяснили, что здесь не тратят денег зря. Никогда ничего не переделывают. Все, что построено в университете (а это немалое количество зданий), просто, красиво и очень прочно. Это сделали люди, которые свято верят, что творят добро. Богатство университета основано на том, что все бескорыстно отдают свой труд на благо всех.
Более того, в университете есть такое правило: все пожертвования делаются анонимно. Никогда и никто публично не объявит о том, что пожертвовал, например, тысячу долларов, а просто перечислит эти деньги на счет университета. В университете же будут просто знать, что у них на счету появилась тысяча долларов, которой следует распорядиться самым разумным способом.
Университет имеет около двух тысяч отделений во многих крупных городах мира, и в любом отделении университета действуют одни и те же правила. Везде вы будете братьями и сестрами, вас всегда встретят самым радушным образом, обогреют и накормят, не возьмут ни копейки денег. Если вы захотите пройти курс лекций, то всегда сможете сделать это бесплатно. И столько раз, сколько вам потребуется, — хоть всю жизнь. А сотрудники университета будут просто счастливы, что могут предложить вам еду, тепло, свою мудрость.
Сейчас в Маунт Абу университет на свои средства построил больницу и оборудовал ее новейшей техникой. Любой человек может получить здесь самую квалифицированную помощь совершенно бесплатно.
В этой необычной обстановке
То, что мы переживали, было так эмоционально наполнено, что разбавлять это алкоголем не хотелось. В нашей группе было несколько курящих людей. Первое время они, как школьники, уходили куда-нибудь с глаз долой и там в рукав курили. А потом и они забыли о сигаретах, потому что нас окружала атмосфера необыкновенной чистоты и даже святости.
Через каждые полчаса в течение одной-двух минут на всей территории университета звучит тихая музыка. Это специальный сигнал для того, чтобы человек остановился и сосредоточился. Услышав его, люди застывали — в аудитории, на улице, везде.
Человеку необходимо останавливаться на бегу, на лету и сосредоточиваться, чтобы осознать себя и осознать то, что он делает в данный момент. А может быть, нужно немного изменить направление или скорость бега?
И наконец, расскажу еще об одной особенности индийского менталитета, которая многое во мне изменила. Я очень люблю мясо. Я умею хорошо его готовить. Когда мы ездили на Север, я научился стрелять дичь, потому что на тушенке долго не проживешь. И искренне считал, что мясо — основная еда мужчин.
Перед поездкой я узнал, что в университете помимо духовной пищи будет еще и вегетарианская. Это меня сильно озадачило. Как же прожить без мяса? И очень захотелось сунуть себе в чемодан батончик колбасы. Но потом подумалось: «Ну что я, умру что ли за шесть-то дней?!» И я решил поставить эксперимент.
Самое интересное заключается в том, что вегетарианство мне чрезвычайно понравилось. Сначала я просто трепетал: что это такое я ем? Но
Коров в Индии не едят, потому что корова — священное животное, и в этом убеждаешься сразу, как только приезжаешь в страну: уже в аэропорту можно увидеть корову, которая важно шествует тебе навстречу. В Дели на самых оживленных улицах постоянно попадаются коровы. Они дикие и ведут рядом с людьми такую же жизнь, как наши бездомные дворняжки.
Сначала я удивился: что они здесь делают, почему не жуют спокойно травку за городом? Что они вообще здесь могут есть? Оказалось, что коровы методично поедают мусор, который выбрасывает город, — бумагу, картон, объедки, шкурки от бананов… Коровы в Индии — это «санитары» городов.
Интересное наблюдение: в автобусах передняя дверь, как правило, не закрывается, на подножке обычно стоит молодой индус, который занят тем, что отводит корову в сторону, если она преграждает путь автобусу.
Но вернемся к вегетарианству. Индийской кухне придает своеобразие большое количество пряностей, которые, кстати, в изобилии появились и на нашем российском рынке.
Я никогда не думал, что из простых овощей, которые доступны каждому россиянину, можно приготовить такие разнообразные и вкусные блюда. Я привез из Индии много всяческих вегетарианских, но не совсем обычных для нас рецептов, которыми с удовольствием поделюсь с читателями. Блюда простые, очень вкусные и полезные.
Картошка с зеленым горошком
1 кг картошки, 250—300 г зеленого горошка, 4—5 ст. ложки растительного масла, томатная паста, 0,5 стакана воды, 1 ч. ложка тмина, 1 ч. ложка кориандра, черный перец, соль, другие специи по желанию.
Картошку потушите. В кастрюлю налейте растительное масло, подогрейте и положите в него сначала тмин, а через несколько секунд и все остальные специи. Добавьте томатную пасту и воду, все перемешайте. Через 1—2 минуты добавьте картошку и зеленый горошек. Закройте крышкой и потомите на медленном огне 4—5 минут.
Тыква со сладким рисом
1 большая тыква, 250 г риса, 4 яблока (груши), 350 г сахара, 3 щепотки шафрана, 425 г воды (для сиропа), 3 ст. ложки топленого масла, 1 ч. ложка корицы, 6 зерен гвоздики, 6 зерен кардамона, 3 лавровых листа, 50 г нарезанного миндаля, 50 г изюма, 50 г чернослива или инжира.
Разрежьте сверху тыкву таким образом, чтобы получилось отверстие, через которое можно удалить семена. Закройте отверстие вырезанной долей, как крышкой, и поставьте в духовку.
Промойте рис. Очистите яблоки от кожуры и сердцевины и нарежьте кусочками. Приготовьте сироп: воду с сахаром и щепоткой шафрана кипятите на среднем огне 30 минут, пока не останется треть первоначального объема.
Нагрейте масло в кастрюле и бросьте туда корицу, гвоздику, кардамон и лавровый лист. Через 1—2 минуты засыпьте рис. Тушите, помешивая, 3—5 минут, затем добавьте горячую воду и доведите до кипения. Бросьте щепотку шафрана в воду, закройте крышкой и варите на слабом огне около 15 минут. Снимите кастрюлю с огня. Сделайте углубление в середине риса и положите туда кусочки яблока и немного сиропа. Добавьте изюм и нарезанный миндаль. Закройте углубление рисом и полейте сверху оставшимся сиропом. Держите на слабом огне под крышкой 10 минут, пока рис не будет готов.
К этому времени и тыква готова. Осторожно вытащите ее из духовки, переложите рис внутрь тыквы, закройте ее «крышкой» и поставьте в духовку еще на 5 минут.
Подавайте тыкву на стол на большом подносе. Это блюдо выглядит очень эффектно. Если у вас нет тыквы, приготовьте просто сладкий рис по этому рецепту.
Картофельная приправа
6 средних картофелин, 3 ст. ложки топленого масла, 2 чашки воды, 0,5 чашки сметаны, 1 маленький огурец, 1 ч. ложка тмина, 1 ч. ложка куркумы, 1 ч. ложка соли, 1 ч. ложка кориандра, 1 ч. ложка красного перца.
Мелко порежьте картофель. Растопите масло, добавьте тмин, подрумяньте, затем добавьте куркуму и красный перец. Через 2—3 минуты положите картофель. Тушите его, помешивая, в течение 10 минут, затем добавьте воду и соль. Варите на слабом огне полчаса. Добавьте сметану и кориандр и варите еще 10 минут. Перед подачей на стол покрошите сверху огурец. Хорошо подать с чистым пареным рисом.
Инф.wbc2t.ru