Свои процедуры, как записано во всех книгах, йоги начинают до рассвета. Моторикша промчал нас по темным улицам Джайпура. Кое-где горели небольшие костры, у которых грелись бездомные. Окна многих домов были закрыты — от обезьян. Стада лихих джайпурских мартышек прыгают по балконам и карнизам, перелетают с крыши на крышу, могут залезть в квартиру или гостиничный номер и цапнуть понравившуюся вещь. В темных кварталах мы с трудом отыскали местную йога-ашрам.
Встретил нас закутанный в кремовое дхоти седеющий старец, знаменитый йог Свами Анандананд. Он автор многих книг, главной из которых считает хорошо иллюстрированную «Здоровье и йога». Он возглавляет прекрасно оборудованную школу, существующую на частные пожертвования. Свами исповедует раджа-йогу, но смысл своей деятельности видит в распространении хатха-йоги. Все его книги посвящены именно оздоровительной направленности хатха-йоги, разъяснению ее отдельных элементов, обучению упражнениям. «Жизнь нашего народа немыслима без хатха-йога,— говорит Свами Анандананд,— она сконцентрировала тысячелетний опыт, охватывающий проверенные и отфильтрованные практикой знания, которые касаются физического и духовного здоровья, гигиены и морали. Все эти элементы как ч бы увязаны воедино с одной целью — обеспечить здоровье человека».
Полвека назад Свами Анандананд вместе с Махатмой Ганди боролся за независимость Индии. Потом, когда цель была достигнута, он понял, что более всего будет полезен народу, если сможет позаботиться о его здоровье…
— Можно ли сказать, что йога повлияла на характер индийского народа? — спросил я.
— Йога создана опытом многих поколений нашего народа,— был ответ.— Она отразила наши национальные черты и во многом определила их.
Знаете, что едят йоги? Свами Анандананд пригласил нас позавтракать. Девушка — преподаватель школы принесла поднос, на котором стояли большие металлические чашки с горячим молоком и круглые коричневые лепешки — тынладу, сладкие и очень сытные. Когда я спросил, из чего делают такую прелесть, инструктор принесла на том же подносе продукты, из которых приготавливают тынладу,— земляные орехи и миндаль, мед, проросшие зерна, тмин. Все это перемалывается и готовится без огня. Соль и сахар вообще не используют в этом доме. Хозяин сказал, что его обед — это литр молока, подкисленного соком лимона, и два банана. Ужин — то же молоко, овощи и фрукты. Пищу эту обильной не назовешь, но качество ее — отменное. Разумеется, простые посетители школы питаются иначе и определяется рацион не столько отвлеченными принципами, сколько уровнем благосостояния людей и насыщенностью рынка. Вся пища очень острая. Вот уличная сценка. У продавца на подносе куски нарезанного и тщательно очищенного ананаса. Покупатель выбирает то, что ему понравилось, платит деньги, а продавец густо посыпает кусок ананаса перцем. Фруктовый салат из бананов, папайи, яблок и авакадо тоже в рот не возьмешь — переперчен. Это понятно: перец — спасение от желудочных инфекций.
Удивляет обилие молока в рационе рафинированного йога, каким, несомненно, можно считать Свами Анандананда. Большинство натуропатов — от Шелтона и Брэгга до Шаталовой — считают, что взрослому человеку молока надо пить поменьше. Многие йоговские принципы они приветствуют и перенимают, а вот в отношении молока точки зрения диаметрально противоположные.
По количеству крупного рогатого скота Индия занимает первое место в мире, хотя по надоям сильно отстает. Коров не забивают, но и особо о них не заботятся, не заготавливают сена, благо морозов тут не бывает. Коровы сами по себе бродят по выгоревшим полям, пустырям, пляжам, городским помойкам, асфальтированным площадям. На центральной площади Калькутты, в самом центре неуправляемого хаоса машин, автобусов и рикш, оглашаемом истошным ревом клаксонов, сирен и воплей водителей, вдруг появляется очень спокойная тощая корова. Полицейский сразу же прекращает попытки управлять движением, идет к корове и, вежливо поглаживая ее, выводит в переулок.
Один из противников молока объяснял мне, что само по себе молоко — продукт хороший, особенно молоко от хорошей здоровой коровы, питающейся сочными хорошими травами. Но современному горожанину предлагают совсем не такое. Надоенное от тысяч коров, перемешанное в трубах и чанах, его превращают в порошок, долго хранят, а потом разбавляют водой и снова превращают в молоко, где уже в значительной мере утрачена биологическая ценность натурального продукта.
Молоко в индийских городах горьковатое, невкусное (да и каким ему быть после городских свалок, где коровы жуют газеты и старые целлофановые пакеты?). Но зато это молоко вполне доступно. Так что канонам йоги остается только приспособиться к реальной действительности.
Надо признать, что реальная действительность порой вносит значительные коррективы в оздоровительные рекомендации. Один читатель, например, недавно написал мне: «На нашем заводе обеденный перерыв длится 30 минут. Надо после станка помыть руки, дойти до столовой, отстоять очередь. На еду остается 5—10 минут. А вы рекомендуете спокойно обедать не меньше 30—40 минут, чтобы пища принесла не вред? а пользу. На кого рассчитаны ваши рекомендации?» Этот читатель полагает, что можно придумать советы, которые заменят или отменят физиологические нормы и законы. Увы, биологические нормы можно соблюдать (сохраняя свое здоровье), либо нарушать (подрывая его). А если эти нормы пришли в противоречие с организацией работы, то разумнее было бы постараться подчинить распорядок дня законам природы. Это, кстати, помогая здоровью, дало бы в конце концов и экономический эффект.
Так и рядовому йогу, занятому работой, семьей, финансовыми проблемами, приходится удовлетворяться не идеальным питанием, а тем, что доступно, что вынужден, как говорят бюрократы, потреблять. Вот он и ест на улице дешевые пирожки с требухой и посыпает их перцем, хотя понимает, конечно, что бананы и тынладу без сахара и соли — лучше.
Гуру, как называют здесь Свами Анандананда, сам занятиями Не руководит, их под его контролем проводят девушки-инструкторы. В этой школе условия явно лучше, чем в делийской. Специально выстроенное легкое кирпичное здание, стены не доходящие до шиферной крыши, решето амбразур для вентиляции. В самый душный день здесь веет легкий ветерок, в иных условиях дыхательные упражения принесут больше вреда, чем пользы. По стенам и колоннам выписаны вязью йогические заповеди и изречения мудрецов. А на ковриках люди выполняют асаны, упражнения, целью которых является фиксация тела в определенной позе.
Мы неплохо осведомлены о механизме оздоровительного воздействия наших общепринятых физических упражнений. В самом общем виде можно сформулировать так: при определенной повторяемости нагрузочных движений тренируются, усиливаются какие-то группы мышц (в том числе сердечная мышца). Зависимость ясна и понятна. А что же происходит при йоговских асанах, когда фиксируются эти странные, вычурные лозы?
Как работают позы? Знакомая нам уже поза лотоса или некоторые ее варианты. При фиксации этой позы происходит некоторое растягивание мышц передней поверхности бедра и голени, а также связок коленных и тазобедренных суставов. Это улучшает микроциркуляцию крови, питающей мочевой пузырь, предупреждает варикозное расширение вен, помогает при артритах. А главное — это идеальное биомеханическое положение тела, при котором требуются минимальные мышечные усилия для поддержания Тела в вертикальной позиции. Измерения показали, что любой другой способ сидеть (на стуле или в самом удобном кресле) гораздо менее экономичен, поскольку не дает такого точного совпадения центра тяжести тела с вертикальной линией позвоночника. Опора на таз и колени создает наиболее оптимальную основу для вертикального положения тела. В этой позе не только сохраняется правильная осанка, но и затрачиваются минимальные усилия (что немаловажно при круглогодичной температуре плюс 30—40°). Вот почему так любят индусы эту позу, особенно если человек углублен в себя и лишние мышечные усилия могут отвлечь его от раздумий.
Вовсе не призывая всех немедленно осваивать позу лотоса (тем более что освоить ее совсем непросто), хочу заметить, что в Индии почти нет сутулящихся людей и очень мало близоруких. В отличие от нас, с малых лет легко склоняющихся над книгой. Привычка К позе лотоса позволяет читать и писать, не меняя прямой осанки. Она укоренилась так прочно, что в, Индии очень редко встретишь человека, несущего тяжести в руках, а тем более на спине, только на голове! Да еще нередко и не поддерживая груз руками. Тело, приученное к прямой осанке, легко находит удобное положение для груза, оптимально скоординировав его центр тяжести со своим.
Надо сказать, что в Индии нет единой методики освоения асан. Некоторые инструкторы начинают с позы лотоса и ее облегченных вариантов — позы удовольствия, позы совершенства, тронной позы, полулотоса. Другие предпочитают позы лежа. В джайпурской книге асаны начинают с разминки, которая красиво называется «Здравствуй, солнце!» и состоит из 24 упражнений — потягиваний, наклонов, приседаний, тщательной проработки всех суставов в динамическом режиме. Каждое упражнение выполняется в среднем темпе и без повторений. И только после этого следуют асаны, начинающиеся группой довольно простых поз в положении стоя.
Разумеется, я сейчас не буду перечислять и описывать весь набор асан из джайпурской книги, но о некоторых хотелось бы поговорить. Вот, к примеру, поза лука (дханурасана).
В упрощенном виде принять позу дханурасана совсем несложно. Не представляю, кому не под силу лечь на живот да ухватиться за ноги. Сложнее поднять при этом голову, плечи и грудь, а затем и бедра, чтобы прогнувшееся тело и ноги обрели контуры натянутого лука. В этом положении новичку надо задержатся сперва на несколько секунд, а потом довести эту задержку до полуминуты или даже на более длительное время (но не дольше двух минут). Дыхание при этом произвольное, мышцы спины расслаблены; все внимание сосредоточено на пояснице, позвоночнике. Я привожу здесь описание Анандананда, у других авторов детали могут быть несколько иными. Анандананд утверждает, что поза лука стимулирует работу печени, почек, щитовидной и поджелудочной железы, улучшает работу желудка, увеличивает гибкость позвоночника.
Еще проще поза змеи (бхуджангасана), предшествующая позе лука. Надо лечь на живот, сперва приподнять голову, а потом (легко опираясь на ладони) и всю верхнюю часть туловища, сильно прогнувшись в пояснице и касаясь животом пола. Дыхание спокойное, ритмичное. Все внимание концентрируется на позвоночнике. Оставаться в позе змеи следует от 30 секунд до 2 минут. Эта поза оказывает очень хорошее влияние на осанку, улучшает состояние позвоночника, помогает при запорах, косметически воздействует на шею.
Приведу еще одну асану — позу плуга (халасана). Надо лечь на спину, руки вдоль туловища, ладони касаются пола. Медленно поднимая прямые ноги и таз, постараться занести ступни за голову. Концентрация внимания на мышцах живота. Задержка в позе от 30 секунд до 2 минут (максимально). Эта асана противопоказана при высоком давлении и заболеваниях сердца. Она не только улучшает состояние позвоночника, но и стимулирует деятельность печени, почек, поджелудочной железы, кровоснабжение мозга (она нередко снимает головные боли). Поза плуг является хорошей подготовкой к самой эффективной из асан хатха-йоги — стойке на голове и локтях (ширшасанё).
Свами Анандананд рекомендует чередовать асаны, требующие определенных усилий, с так называемой шавасаной, позой полного расслабления, или «мертвой» позой. Он считает, что эту позу освоить труднее любой другой. Она требует полного физического и психического расслабления, хотя внешне действия человека выглядят весьма незатейливо: он спокойно лежит на спине, вытянув расслабленные руки и ноги. Умение так расслабляться, как это требуется в хатха-йоге, нуждается в особом разговоре.
То, что элементы хатха-йоги стали отличным дополнением нашей системы упражнений, показывает практика многочисленных групп здоровья. В одних группах йоговские асаны используют как прекрасную суставную гимнастику, в других основательно обучают пранаяме и комплексу поз, в одних бег как основу тренировки дополняют отдельными асанами, в других асаны дополняются непродолжительным бегом. Все зависит от возможностей и наклонностей тренера и тренирующихся. Важно, лишь то, что и те и другие виды тренировок приносят пользу, пропорциональную затрачиваемым усилиям.
Мой индийский собеседник гуру Свами Анандананд говорил об использовании хатха-йоги для лечения некоторых заболеваний. Он передал мне материалы о динамике многолетних наблю дений за больными диабетом, бронхиальной астмой и хроническим колитом. Результаты любопытны. В итоге занятий в джайпурской школе от диабета избавились 64 процента больных, от астмы — 70, от колита — 77. В одной из йоговских книг я обнаружил интересный перечень недугов и соответственно асан, которые помогают при этих недугах. Приведу отдельные выдержки из этого перечня. Астма — поза рыбы, перевернутая поза, поза змеи. Диабет — перевернутая поза, поза Матсьендры, поза плуга, поза рыбы. Боли в суставах и пояснице — поза героя, поза Матсьендры, поза змеи, поза лука, перевернутая поза. Головные боли — перевернутая поза, стойка на голове и локтях, поза плуга, дыхание через одну ноздрю с выдохом через другую. Хроническая усталость — поза лотоса, поза героя, «мертвая» поза, перевернутая поза, полное дыхание.
Инф.wbc2t.ru