Из-за заторов в деловом квартале Манилы мое такси ползет с черепашьей скоростью, а кондиционер явно не справляется с 32-градусной жарой. Я достаю мобильный телефон, чтобы сообщить, что опаздываю на деловой обед в гостинице «Мандарин ориентал», но снова и снова слышу гудки «занято». Голова раскалывается от мигрени. Я начинаю закипать.
Несколько часов спустя, после напряженной встречи с придирчивым клиентом, я прихожу в себя в укромном уголке гостиничного фойе. Мой взгляд падает на брошюру, предлагающую занятия йогой.
«Всего несколько минут ежедневной практики избавят вас от усталости и напряжения, — обещает она, — и помогут вам эффективнее бороться со стрессом». Звучит весьма заманчиво.
Через неделю, облачившись в тренировочные и футболку, я присоединяюсь к группе из десяти человек — домохозяйки, нескольких бизнесменов, студентов и пожилой супружеской пары, — которые собрались в зале для занятий йогой при гостинице.
С нами занимается Пракаш Сингх Бишт, худощавый молодой индиец с вкрадчивым голосом и ясными глазами. Он показывает нам серию поз, или асан, на растяжку и сгибание спины, туловища, шеи, рук и ног. Медленно дыша, мы удерживаем каждую позу по 15-30 секунд.
— Не надо напрягаться, — уверяет нас Пракаш. — Делайте то, на что способно ваше тело.
После первого занятия я чувствую себя бодрым и отдохнувшим, и никакого намека на пот, сердцебиение, изнеможение и ноющие суставы, которыми сопровождается часовая разминка в спортзале. Я с нетерпением жду следующего занятия: подобно миллионам людей во всем мире, я стал фанатом йоги.
Йога зародилась примерно пять тысяч лет назад и достигла расцвета две тысячи лет спустя, в период Сарасвати-Инда, цивилизации, существовавшей на территории современной Индии. Это не религия — йога возникла раньше индуизма и буддизма. И в то же время это не просто набор упражнений.
На санскрите «йога» означает «единение», «союз» ума и тела. Примерно две тысячи лет назад мудрец Патанджали определил восемь ступеней, ведущих к духовному совершенствованию. Широко известные сегодня асаны и пранаяма (методы управления дыханием) представляют собой лишь две из этих ступеней, в число которых также входят контроль над эмоциями, самоограничение, концентрация и созерцание.
Впоследствии индийские гуру, йоги и йогини (среди которых были и святые, и юродивые) развивали йогу в разных направлениях, взяв за основу один из этапов пути к самосовершенствованию. В наше время мастера йоги уделяют все большее внимание хатха-йоге, дисциплине, сочетающей позы тела с простыми дыхательными приемами.
На втором занятии Пракаш рекомендует мне комплекс из десяти асан, рассчитанный на новичков. Для скручивания позвоночника я сажусь на пол, вытянув ноги вперед, сгибаю правое колено и подтягиваю правую стопу к левому колену. Левым локтем я упираюсь во внутреннюю часть правого колена, а ладонь вытянутой правой руки лежит на полу за спиной.
Делая вдох, я медленно распрямляю спину, а затем на выдохе поворачиваю голову и туловище направо настолько, насколько могу, и удерживаю эту позу примерно 30 секунд. После небольшой передышки я делаю растяжку влево.
В позе кобры я лежу на животе, держа ноги вместе и положив ладони на пол на уровне подмышек. С легким вдохом я упираюсь ладонями в пол и постепенно напрягаю мышцы спины, чтобы поднять голову и грудь. Через 30-45 секунд я делаю выдох и опускаю грудь и голову на пол.
— Йога не должна превращаться в изматывающую муштру, — говорит Ларри Пейн, один из основателей программы йоги при медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и соавтор книги «Йога для начинающих». — Вовсе не обязательно сворачивать тело кренделем. Выполняйте позы спокойно и без напряжения, сочетая их с несложными приемами сознательного контроля за дыханием, — и результаты превзойдут ваши ожидания.
Я делаю асаны полчаса перед завтраком, четыре-пять раз в неделю. Через несколько недель я замечаю, что боли в пояснице, лишавшие меня удовольствия от игры в гольф, постепенно проходят.
А когда я впервые забиваю мяч в лунку с одного удара, мой приятель по гольфу интересуется, не йога ли стала причиной улучшения моих бросков. «Если дело в ней, я тоже хочу записаться», — говорит он.
И он не единственный, на кого я произвел впечатление. Раньше всякий раз, когда меня обуревала жажда самосовершенствования, будь то при помощи витаминов, аэробики или спортивной ходьбы, жена смотрела на мои потуги без особого энтузиазма, так как, по ее мнению, они не приносили плодов.
Но в этот раз все было иначе. «Ты действительно стал спокойнее, — отметила она с недоумением. — Откуда у йоги такой эффект?» Миллионы людей во всем мире открывают для себя йогу.
На этот вопрос мне ответил д-р Ричард Юсейтин из центра медицинских наук при Техасском университете Сан-Антонио. По его словам, йога «успокаивает симпатическую нервную систему, которая при возбуждении начинает накачивать организм адреналином, ускоряющим сердцебиение и дыхание. Этот успокаивающий эффект и обусловливает релаксацию, которая ассоциируется у нас с йогой».
Юсейтин, один из авторов книги «Йога и релаксация», отмечает важность правильного дыхания при выполнении асан. Контролируемое дыхание — медленный выдох при скручивании и наклонах вперед и вбок и вдох при наклонах назад — распрямляет спину, насыщает кровь кислородом и тренирует диафрагму, сердце и легкие. Оно задает спокойный ритм, позволяющий медленно растягивать и укреплять мышцы, обеспечивает релаксацию и улучшает общее самочувствие.
Черил Каделина, с которой я познакомился на занятиях, говорит то же самое. «Я начала заниматься из любопытства, — рассказывает 36-летняя Черил, которая вынуждена постоянно ездить в командировки по всему свету. — Но у меня за плечами уже свыше пятидесяти занятий, и они в самом деле избавляют меня от стресса и тревоги».
Спустя несколько месяцев после того, как я начал заниматься йогой, мне довелось побывать в Индии. Решив непременно посетить школу йоги, я выбрал институт Кайвалиадхама в Лойавле. Десятки лет назад его основатель, Свами Кувалаянанда, стал измерять давление, частоту дыхания и пульс у людей, занимающихся йогой, впервые продемонстрировав связь между йогой и изменениями в организме.
Меня привлек рациональный и научный подход этого института, а также цена: десять долларов в сутки за отдельный номер с вентилятором, питание и занятия йогой. Это выглядело более убедительно, чем то, что предлагали пятизвездочные курорты за 1500 долларов.
Руководитель института О. П. Тивари оказался радушным 72-летним мужчиной благородной наружности с короткими седыми волосами, в хлопковых брюках, рубашке-поло и очках. Он увлекся йогой в годы учебы в университете, после травмы, полученной при игре в крикет.
Тивари считает, что йога не требует ни веры, ни даже медитации. «Религия тут ни при чем, — говорит он. — Но когда вы занимаетесь тем, что дает единение ума и тела, если вы христианин, это сделает вас еще лучшим христианином, а если вы буддист, то еще лучшим буддистом».
Около 30 человек проходят в институте недельные и двухнедельные курсы обучения. Среди них врач из Испании, балерина из Франции, инженер-светотехник из Англии, две израильские девушки, только что демобилизовавшиеся из армии, и индийская домохозяйка, притащившая с собой пьяницу мужа.
Перед завтраком мы собираемся вместе для выполнения асан. «Патанджали говорил, что асаны должны быть устойчивыми и не должны причинять неудобства, — объясняет нам Тивари, цитируя древнего мудреца, который впервые изложил основы йоги в форме сутр или простых истин. — При скручивании, растяжении, сжатии и сгибании достаточно минимального усилия».
После обильного завтрака остается время на прогулку перед утренними лекциями и демонстрациями. После обеда те, кого интересует массаж, лечебные травы и грязевые ванны, могут посетить институтскую клинику. Ближе к вечеру мы снова собираемся для групповых асан. А потом нас обучают более сложным приемам дыхания.
Вместе со мной занимается 76-летний Шанти К. Сети, руководитель химического завода из соседней Пуны. Он приехал в Кайвали-адхаму по настоянию младшего брата. «Я счастлив, что меня сюда вытащили, — признается он. — Раньше меня мучили мигрени, а потом появились проблемы с сердцем. Но, похоже, даже неделя здесь пошла мне на пользу».
Перед отъездом Тивари дает мне еще один мудрый совет: «Найти полчаса в день для йоги не трудно. Но не вините себя, если иной раз будете пропускать занятия».
Что дал мне год занятий йогой? Я меньше подвержен стрессу и давно уже не чувствовал себя так хорошо. Меня перестала беспокоить поясница, да и сон заметно улучшился. Друзья спрашивают меня, с чего начать. Ларри Пейн, один из основателей и директор Международной ассоциации йога-терапии, считает, что все пути в конечном счете приводят к учителю. «Рано или поздно люди понимают, что им нужен квалифицированный инструктор, который поможет им получить максимальную отдачу от занятий».
Но главное, советует О. П. Тивари, убедитесь, что ваш инструктор следует традиционной методике обучения: «устойчивые» и «не причиняющие дискомфорта» позы в сочетании с осознанным контролем за дыханием. «Не следует делать из йоги гимнастику. И она не должна превращаться в пытку».
Инф.wbc2t.ru