Святогорский Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Православной Руси. Из архивных документов несомненно известно, что до начала строительства первых наземных храмов в ХVII-м веке, весь монастырь был сосредоточен в пещерах, внутри меловой скалы. Предположительно там же находился главный Успенский пещерный храм, утерянный впоследствии в результате обвала. Время основания обители уже в ХVII веке было неизвестно.
Однако сохранившиеся исторические литературные памятники и сравнительный анализ архитектуры и традиций различных пещерных монастырей дают возможность относить возникновение обители к VIII-IX векам, а её основателями считать византийских иноков-иконопочитателей с христианского Востока. В ХVII веке в Византии в Константинопольской Церкви вспыхнула иконоборческая ересь. Вследствие гонения от еретиков-иконоборцев, пользовавшихся поддержкой византийских императоров, многие православные убегали на окраины империи, скрываясь от мучителей. Больше же всех пострадали иноки, бывшие самыми ревностными почитателями святых икон. Тогда опустели все византийские монастыри, и иноки бежали в различные страны: в Южную Италию, Дунайскую Готию, в Крым и на Кавказ.
По одной из версий, одна из партий таких иноков, спасаясь от преследования, села на корабль, намереваясь направиться в славянские земли. Пройдя Дарданелы и Босфор, они пересекли Чёрное море, прошли Керченский пролив, и пройдя Азов, вошли в устье Дона. После, свернув в Донец и дойдя до меловой скалы, они остановились, поражённые красотой здешних мест, и основали монастырь.
По другой версии, после Батыева нашествия и разорения Киево-Печерской лавры, иноки лавры, спасаясь от преследователей, пришли в Святые горы. Какая из этих версий верна? Кто знает... Как бы там ни было, на момент заселения Слобожанщины монастырь уже существовал.
При подходе к монастырю с моста открывается вид на меловую скалу и храмовый комплекс. Далее мы проходим вдоль гостиничного комплекса. В XIX века гостиничных корпусов было несколько, для разных сословий, всего около десятка корпусов. В главном корпусе в своё время проживали Чехов, Бунин, Немерович-Данченко, и другие известные люди. Кстати, книга Василия Ивановича Немировича – Данченко «Святыя горы» - репринтное издание книги, изданной в XIX веке, очень ярко описывает монастырь того времени, причём с точки зрения мирского человека. Далее мы видим трапезную монастыря, перестроенную из столовой санатория, построенной после войны в сталинском стиле. До революции на этом месте находится взорванный после храм. Во время реконструкции монастыря этому зданию бывшей столовой предан архитектурный облик, созвучный со стилем всего комплекса.
Пройдя далее, мы подходим к колокольне Покровского храма, напротив которого расположена часовня на берегу Донца. Пройдя сквозь арку Покровского храма, мы оказываемся на главном подворье лавры, где расположен кафедральный Успенский собор.
Далее мы пройдёмся по серпантину к Николаевскому храму. Дорога проходит мимо скита святых Антония и Феодосия, поднимаясь наверх. Во время подъёма открываются виды на монастырь. При завершении подъёма, мы выйдем к Дубу Камышева, памятнику одному из героев Великой Отечественной войны.
За памятником расположен скит всех святых в земле русской воссиявших – храмовый комплекс, построенный в традициях русского деревянного зодчества, во многом напоминает Кижи. На сегодняшний день в монастыре два скита – Антония и Феодосия и Всех Святых. До революции тоже было два – Арсентьев, ныне заброшенный, и Спасов, на месте крушения царского поезда под Борками в Харьковской области. Если спуститься вниз от скита Всех святых, мы попадём на бывшую могилу Иоанна–Затворника, мощи которого ныне хранятся в Успенском соборе монастыря.
Вернувшись на алею, с которой открываются живописные виды окрестностей, и обойдя по седлу горы, мы попадаем на вершину горы Фавор, на которой в XIX веке находился Рождественский храм, снесённый после постройки памятника Артёму, поскольку оказался выше последнего. Перейдя на сторону склона, обращённую к Донцу, мы увидим панорамы поймы Донца, и вид самого монастыря сверху. Подойдя поближе к Николаевскому храму, перед нами откроется самый красивый в лавре вид. Снизу, от подворья монастыря поднимается Кирило-Мефодиевская лестница, ещё не законченная на момент съёмки. За Донцом виден сам город Святогорск, впрочем, называемый городом довольно условно, поскольку его население составляет порядка четырёх тысяч человек.
Над всем монастырским комплексом нависает памятник пламенному революционеру товарищу Артёму, вызывающий вполне понятные чувства у верующих.
Но особенно хороша сама Николаевская церковь – самое выдающееся сооружение монастыря. Она построена на месте бывшего пещерного храма, ископанного первыми насельниками ещё во времена Киевской Руси, который после обвала двух верхних ярусов пещерного комплекса был надстроен над уцелевшим алтарём.
На обратной дороге как правило минуют памятник Артёму, так как считается, что нельзя в один день поклоняться и боги, и идолу. Верующие на Лысой горе гости редкие, а служители монастыря там не появляются вообще. Но сегодня у нас путешествие виртуальное, так что нам проще. Тем более что на Лысой горе находится мемориал в честь советских воинов, участвовавших в освобождении Донбасса от фашистов, а поклониться им, или просто посетить мемориал, отнюдь не грех. На краю горы стоит сам товарищ Артём, но всё-таки его, как и статую Родины – Матери в Волгограде лучше воспринимать издали. Вблизи мы можем прочитать бессмертные слова о зрелище неорганизованных масс и о самом Артёме, и увидеть вот такой вид. Но вид на монастырь и окрестности, открывающийся с горы, бесподобен.
На обратном пути можно ещё раз завернуть в лавру. Хотя бы для того, чтобы посетить иконные лавки и исторический музей историко-архитектурного заповедника города Святогорска. В музее можно увидеть скифские украшения и посуду, кольчугу древнерусского воина, павшего в сражении с половцами. А жемчужиной музея, безусловно, являются панорамы монастыря XVII и XIX веков.
Уходя из лавры, мы ещё раз пройдём через арку колокольни Покровского храма, и обернёмся на мосту, чтобы сделать прощальный снимок.
>Приехать в Святогорск, если вы не набрали группу для экскурсии проще всего электричкой повышенной комфортности с вокзала Харьков-Левада на Дебальцево в 922, и вернуться обратно электричкой Горловка-Харьков в 1930. Стоимость проезда около 15 гривен (данные за 2009 год). И ещё совет, приезжайте в будний день ранней весной, либо золотой осенью, тогда вы в полной мере насладитесь красотой природы, поскольку в выходные, тем более летом, в лавре ну просто очень многолюдно.
Инф.excurskharkov.narod.ru